Тренинг по ораторскому искусству упражнения. Упражнения на ораторское искусство
Пояснительная записка
"Люди теряют уважение к тем,
кто не может говорить как следует,
и они проникаются уважением к другим,
Кто манипулирует словами
с необычайной легкостью"
Т. Шибутани
"Никакая другая способность человека
не даст ему возможности с такой быстротой
сделать карьеру и добиться признания,
Как способность хорошо говорить"
Ч. Депью
Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».
Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) .
Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.
Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность.
Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый.
Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность.
Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с
пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.
Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Творческое объединение «Юный оратор» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.
Ораторское искусство
- это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.
Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :
- создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.
Формы и методы работы на занятиях кружка - это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении - примерно 60-70%.
Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".
Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;
активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
Планируемые результаты:
Овладение техниками построения устной монологической речи;
Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;
Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;
Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;
Умение противостоять словесной агрессии;
Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;
Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;
Умение готовиться к выступлению;
Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.
Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.
Количество участников: группа из 12 учеников.
Учебно-тематический план работы
кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»
(мастерская искусства речи)
Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох - длительный, лавный. Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении. Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике. Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание. Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу. Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса. Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения. Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники. Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум. Воспитательная работа с кружковцами
Работа с родителями Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей. Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики. Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев. Проводить родительские собрания один раз в полгода. Литература
Приложение 5. Скороговорки С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок. Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки. Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х 1. Добыл бобов бобыль. 2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. 3. От топота копыт пыль по полю летит. 4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Б. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 7. Около кола колокола, около ворот коловорот. 8. Шакал шагал, шакал скакал. 9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи. 10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал. 11. Ткет ткач ткани на платки Тани. 12. Водовоз вез воду из-под водопровода. 13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. 14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 15. В один, Клим, клин колоти. 16. Стоит копна с подприкопёночком. 17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. 18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! 19. У елки иголки колки. 20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! 21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. 22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат. 23. На меду медовик, а мне не до медовика. 24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. 25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. 26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая. 27. Волховал волхв в хлеву с волхвами. 28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. 29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи. 30. У нас гость унес трость. 31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. 32. Рододендроны из дендрария даны родителями. 33. К Габсбургам из Страсбурга. 34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке. 35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. 36. Хвалю халву. 37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Р, л, м, н 38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. 39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. 40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. 41. Клара-краля кралась к ларю. 42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. 43. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора. 44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор. 45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова. 46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. 47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. 48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. 49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. 50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. 51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня? 52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. 54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. 55. Дробью по перепелам да по тетеревам. 56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. 60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. 61. Король-орел. 62. Курьера курьер обгоняет в карьер. БЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. 64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. 65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. 66. Гонец с галер сгорел. 67. Талер тарелка стоит. 68. Идти на рать, так бердыш брать. 69. Интервьюер интервента интервьюировал. 70. Либретто Риголетто. 71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. 72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. 73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. 74. Во мраке раки шумят в драке. 75. На дороге с утра тарахтят трактора. 76. Жри во ржи, да не ржи во ржи. 77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером. 78. Город Нерль на Нерли-реке. 79. На горе Арарат рвала Варвара виноград. 80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки. 81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. 82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. 83. А мне не до недомогания. з, с, ж, ш, ч, щ, ц 84. У Сени и Сани в сетях сом с усами. 85. У осы не усы, не усища, а усики. 86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. 87. Осип охрип, а Архип осип. 88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. 89. Сачок зацепился за сучок. 90. По семеро в сани уселися сами. 91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. 92. Свиристель свиристит свирелью. 93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью. 94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе. 95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. 98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. 99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки. 100. Четверть четверика гороха без червоточинки. 101. Инцидент с интендантом. 102. Прецедент с претендентом. 103. Константин констатировал. 104. У ежа ежата, у ужа ужата. 105. Жутко жуку жить на суку. 106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 107. Тщетно тщится щука ущемить леща. 108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. 109. Яшма в замше замшела. 110. В Чите течет Читинка. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 354с. Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях. 3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории. 4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать. 5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.
Школа Ораторского Мастерства Болсунова Олега Игоревича Целевая аудитория: спикеры, менеджеры, руководители проектов. Цель обучения: овладение мастерством публичного выступления на высоком уровне. Мы не читаем лекции – мы обучаем! Для меня, как для тренера, очень важно, чтобы все спикеры умели выступать с любой речью, на любую тему, перед любой аудиторией. А “произносить заученные речи с заученными жестами” – это не про нас. Методы обучения:
Результат обучения, если кратко:
Более подробная программа обучения приведена ниже. Тренер по публичным выступлениям Болсунов Олег Игоревич Тренер Болсунов Олег Игоревич , тренер по мастерству публичных выступлений, мастер НЛП, специалист в области Эриксоновского гипноза и речевых технологий, Синтон-тренер, тренер по целедостижению, командообразованию, психологии личностного развития. Руководитель Школы Ораторского Мастерства с 2000 года. Руководитель клуба практической психологии “Синтон” в Днепропетровске 1999-2009 г. Программа тренинга
|