Музейный комплекс «Конный двор. Сергиев Посад: музейный комплекс "Конный двор" Конный двор музей рассказать самое интересное

Музейный комплекс "Конный двор", расположенный на улице Первой Ударной Армии, является одним из корпусов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Здание это появилось в 1790 году взамен многочисленным монастырским деревянным конюшням. К тому времени численность лошадей в ведении лавры сократилась с 700 до 40, так как Екатерина II своим указом перевела часть монастырских земель в казну и сократила расходы на содержание оставшихся. Правильное каменное строение, квадратное в плане с круглыми башнями по углам и угловатой над воротами появилось на северном берегу Белого пруда. «Монастырёк» - так часто называют Конный двор, стоящий у самых стен Троице-Сергиевой лавры.

Несколько слоёв бересты защищают стены музея от размывания грунтовыми водами. Первоначально одноэтажные, постройки достраивались вместе с увеличением количества лошадей и обслуги. Со временем здесь появился второй этаж для рабочих и дополнительный корпус. Конный двор Троице-Сергиевой Лавры – единственный сохранившийся из двух монастырских дворов, позволивших себе их содержание. Ранее подобные постройки можно было встретить только на богатых помещичьих землях.

Сейчас «Конный двор» - это название музея, который представляет четыре постоянных экспозиции, рассказывающих о древнейшем прошлом Сергиево-Посадского края, об архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой лавры, о русском прикладном искусстве от XVIII века до наших времён и о мире русской деревни.

Экспозиция «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края». Здесь с подлинными археологическими находками соседствуют точные копии исторических предметов. Вы пройдёте от каменного века через «бронзовую» эпоху к становлению русского государства в XIII веке. Основную часть этой коллекции составляют различные орудия труда (от каменных и костяных до железных) для охоты, рыболовства, возделывания земли и прочее. Здесь же Вы познакомитесь с культовыми и обрядовыми предметами разных эпох, найденных в результате раскопок на Сергиево-Посадской земле.

Об истории и архитектурном ансамбле главной святыни края поведают выставочные залы первого этажа музея. Переходя из одной комнаты в другую, Вы увидите всю историю развития обители от самых её истоков. Во многом созданию этой экспозиции способствовали известные реставраторы, восстанавливавшие Лавру. В первом зале можно рассмотреть весь монастырь вблизи – здесь находится его макет. Об одном из самых сложных периодов в жизни обители Сергия Радонежского, польско-литовской осаде 1608-1610 годов, расскажут оружие, документы, портреты, живопись. Развитие книжного дела представлено на выставке: письменные принадлежности, рукописи, азбука, часть созданной Максимом Греком библиотеки.

На втором этаже музея Вы найдёте прикладной промысел Центральной России. Конечно, основную часть выставки занимают работы сергиево-посадских мастеров. Многочисленные деревянные игрушки, в том числе, известная всему миру богородская, принесли известность городу. Экспонаты составляют порядка четырёх тысяч экземпляров. Коллекции каргопольской, филимоновской, дымковской глиняных игрушек представляют развитие декоративно-прикладного искусства начала XX века. Невозможно рассмотреть все работы мастеров Хохломы, Жостова, Гжели, Городца и других художественных центров России.

Одной из последних экспозиций, открывшейся в "Конном дворе" в 2008 году, является «Мир русской деревни». Её можно найти в центральном корпусе музея. Здесь представлены занятия, распространённые в европейской части Руси: работа с деревом, глиной, тканью, кружевоплетение и прочее. В костюмах повседневных и праздничных прослеживается вся жизнь крестьянина от рождения до смерти.

Кроме постоянно действующих экспозиций музей организует выставки и праздники.

Музейный комплекс «Конный двор» (Сергиев Посад, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Музейный комплекс «Конный двор» - один из четырех филиалов Сергиево-Посадского музея-заповедника. Он занимает солидную территорию бывших монастырских конюшен на берегу Белого пруда, что на углу комплекса Троице-Сергиевой лавры. Здесь разместилось несколько постоянных экспозиций, посвященных археологии края, истории обители, русскому декоративно-прикладному искусству 18-21 веков и миру русской деревни, а также разнообразные выставки, в числе которых Музей русской матрешки, коллекция изразцов и виды русских монастырей. А еще здесь интересно просто погулять по территории и представить, как некогда протекала хозяйственная жизнь лавры в период ее расцвета.

Каждые выходные в комплексе устраиваются интерактивные программы и интересные мастер-классы.

Что посмотреть

Археологическая экспозиция «Конного двора» рассказывает о древнейшем прошлом Сергиева Посада и края с 7 тысячелетия до нашей эры. Здесь можно увидеть находки со стоянок каменного века (орудия труда и посуду), скульптуры из кости, выполненные первобытными мастерами, и свидетельства поклонения разным культам, в том числе солнцу, огню и медведю. В экспозиции железного века стоит обратить внимание на особые «шумящие» украшения, захораниваемые вместе с усопшими: они были призваны отпугнуть злых духов в путешествии души в загробный мир.

Залы первого этажа южного корпуса «Конного двора» рассказывают об архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой лавры в 14-18 веках. Здесь стоит увидеть макет монастыря 15 века, чтобы представить величие и масштабы лавры, обратить внимание на старейшую каменную икону Богоматери и даже посидеть в «уголке писца» - реконструкции рабочего места древнерусского писаря.

Музей русской матрешки расскажет об увлекательном пути, который прошла эта простая и очаровательная игрушка за 110 лет своей истории.

Экспозиция Ризницы Лавры (в монастыре она уже 3 года находится на реконструкции) представляет уникальные экспонаты 14-18 веков. Среди них парные портреты дарителей (Петр I с братом, Екатерина II с Павлом I), из изюминок - подарок Бориса Годунова - 32-килограммовый церковный подсвечник из серебра, а также икона, писаная на деревянной крышке от гроба Сергия (он был сделан без единого гвоздя и сейчас находится в Успенском соборе), и деревянные дорублевские иконы. Стоит обратить внимание и на изделия золотошвей Лаврской школы.

Второй этаж того же корпуса отведен под коллекцию русского декоративно-прикладного искусства 18-21 веков. Сквозь череду игрушек и статуэток, образцов резьбы по кости и дереву, украшений и посуды вы совершите увлекательное путешествие вглубь времен, в разные уголки нашей земли. Здесь и матрешки, и богородская игрушка, и очаровательные дымковские судари и сударыни, и занимательные многофигурные композиции на бытовые темы.

Центральное крыло «Конного двора» - оживший мир русской деревни. В коллекции, отражающей место народного искусства в жизни человека, представлено более 700 экспонатов: резьба и роспись по дереву, образцы керамики и вышивки, ажурные кружева, отдельные предметы и целые комплексы женской и мужской одежды. Жемчужины экспозиции - реально снятые с домов коньки крыш, резные наличники и даже резной фасад целого дома. Уникально и воссоздание крестьянской избы - вход с печкой и жилая комната с люлькой младенца. Завершает выставку зал с предметами быта русской женщины: ткацкий станок, приспособление для того, чтобы мять лен, валик, чтобы гладить белье, прялки, донца от прялок с мезенской, городецкой и северодвинской росписями. Отдельный уголок посвящен технологии набивания рисунка на ткань: здесь представлены штампы, варианты рисунков, бадья, в которой промывали ткань.

Музей русской матрешки расскажет об увлекательном пути, который прошла эта простая и очаровательная игрушка за 110 лет своей истории - от «опытного экземпляра» для детского воспитания при мастерской Мамонтова до символа России. Здесь множество деревянных кукол разных форм и тем - и первоначальные китайские, и относящиеся ко времени Наполеона (гротескные Наполеоны со товарищи), и классические русские красавицы, и советские вожди, и матрешки-неваляшки, и современные сложнокомпозиционные матрены.

А еще вы научитесь на глаз отличать сергиевопосадскую матрешку от семеновской и вятской.

Непременно загляните и на выставку печных образцов - именно так в старину называли изразцы. Здесь представлены самые разнообразные варианты этих нарядных русских украшений печей и домовых фасадов. А на экспозиции видов русских монастырей вы увидите гравюры и литографии из собрания 19 века, служившего своего рода учебником для живописцев лавры.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 2. Веб-сайт .

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье - с 10:00 до 17:45, в пятницу - до 16:45. 2-я среда каждого месяца - с 11:00 до 19:45. Выходные - понедельник и последняя пятница месяца.

Вход - 100 RUB, школьникам и пенсионерам - 50 RUB, детям до 7 лет вход бесплатный. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Экспозиции и выставки

Режим работы экспозиции

Режим работы кассы

Входной билет

Выходной день

Понедельник

Санитарные дни

Последняя пятница каждого месяца

Телефоны

141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, д. 2

История «Конного двора»


Среди старейших зданий Сергиева Посада первое место, без сомнения, занимает музейный комплекс «Конный двор». Расположенный в одном из самых живописных уголков города, на берегу Белого пруда, он давно отнесён к числу важнейших архитектурных памятников Сергиева Посада. Заложен он был в 1790 году. Современники сравнивали его с «монастырьком» у стен великой Лавры.

История появления конного двора неотделима от истории конюшенного хозяйства Лавры. Уже в XVII— XVIII вв. Троицкая обитель содержала огромное по размерам конюшенное хозяйство, необходимое и для обслуживания своих многочисленных вотчинных владений.

К началу 1764 г., когда императрица Екатерина II подписала указ об изъятии монастырских земель в казну и о переводе монастырей на очень небольшое государственное («штатное») жалованье, Лавра имела свыше 700 лошадей. Изъятие вотчин потребовало сокращения огромного и разветвленного конюшенного хозяйства. И в 1790 г. огромные опустевшие деревянные конюшенные дворы были заменены одним небольшим по размерам каменным конным двором. Предложение о его постройке исходило от самого митрополита Платона.

Конный двор был построен в 1790-1791 гг. «квадратно на 20-ти саженях» в виде замкнутого каре одноэтажных корпусов с четырьмя круглыми башнями по углам и прямоугольной башней над южными воротами. Современники сравнивали внешний вид конного двора с «монастырьком», примостившимся рядом с огромными крепостными стенами великой Лавры.

После 1918г. национализированные строения Конного двора, распределенные между различными организациями, постепенно пришли в аварийное состояние и были возрождены усилиями Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Значительную помощь в восстановлении Конного двора оказала и Троице-Сергиева Лавра.
При реставрации Конного двора удалось воссоздать наполовину утраченное историческое ядро его строений, - то самое первоначальное каре 1790-1791 гг. с круглыми угловыми башенками. В конце XVIII в. тесовые кровли башен конного двора завершались деревянными шпилями с точеными шарами. После реставрации вместо шаров на шпилях поставили флюгеры в виде всадника на коне. Образцом послужил чудом уцелевший флюгер XIX в.

Конный двор без преувеличения можно назвать уникальным архитектурным памятником и подлинной достопримечательностью Сергиева Посада. В настоящее время в отреставрированных зданиях Конного двора развернуты экспозиции и фонды открытого хранения Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея, в которых размещены интереснейшие экспонаты, представляющие историю края и Троице-Сергиевой Лавры, русское народное творчество и современное декоративно-прикладное искусство.

В залах Конного двора на примере представленных здесь археологических находок VI тыс. до н.э. - I тыс. н.э. можно представить повседневную жизнь и верования наших далеких предков, удивиться тому, как украшали свой быт русские крестьяне XIX- начала XX в., залюбоваться оригинальными крестьянскими костюмами и головными уборами, восхититься произведениями декоративно-прикладного искусства мастеров Хохломы, Жостова, Гжели, Городца и других многочисленных художественных центров России. Конный двор открыт для посещения и ждет гостей.

В этот музейный комплекс мы забрели случайно - просто он совсем рядом с лаврой, вот мы оттуда вышли и как-то сразу уткнулись в Конный двор.
"Конный двор" - одна из частей Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Билет за 400р дает право на посещение всех выставок и экспозиций музея (детям - 50%, вообще о ценах ).

1. Территория музея аккуратная и ухоженная, как конфетка:)

2. Во вторник народу практически не было.

3. В залах "Древнейшее прошлое Сергиева Посада" замечательные макеты монастыря. Очень хорошо видно, как он разрастался, с XIVв и далее...

4. Вот тут уже намного больше.

5. Весьма интересные образцы оружия. Там много разного, на самом деле.

6. Одноместная карета меня впечатлила размахом - там диаметр колеса "почти с меня", огромное такое сооружение...

7. В залах "Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXIвв" я как-то сразу влюбилась в статуэтку:) Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, Ленинград.

8. Это тоже прелесть! Не помню, правда, чья. Но умилительный же козел олень! Вот прям хочу такого:))

9. Космический чайный сервиз:)

10. Невероятной красоты фигурки! Конец XIXв, Вербилки, завод Гарднера.

11. Без этой красоты никуда, конечно...

12. Мебель восхитительная.

13. Вот этот комод?... буфет?... полный игрушек - просто чудо какое-то:)

14. Дальше у нас был "Мир русской деревни". Никаких открытий, конечно, но забавно, в общем.

15. Вообще в прикладное искусство и в мир деревни надо идти с детьми - вот им будет интересно. Тут и дровни, и оглобли, и прялка, и корыто, и люлька, и печка...

Осмотрев еще выставку "Преподобный Сергий - помощник всему государству и государям российским" (откуда фотографий у меня почему-то не оказалось) мы ушли в надежде попасть в Музей игрушек. Но обнаружив его закрытым, мы вернулись (настырные!) и досмотрели выставку "Музей русской матрешки" :)) Ведь именно отсюда матрешка начала свое массовое шествие в мир, нельзя было пропустить выставку!

16. Вообще для меня оказалось неожиданным, что матрешка появилась только в начале XXв. Казалось, они всегда были:) Однако же... Вот представители племя матрешечного начала XX века.

17. Матрешечки:)

18. Ну и дружба народов, естессно:)

Единственная выставка, на которую у нас совсем не хватило сил, это "От образца до изразца". Я туда честно зашла, но ничего путного не вынесла:) Хотя, если как-то интересоваться предметом, должно быть очень интересно.

В общем, "Конный двор" вполне удовлетворил наше желание "сходить в музей", оставил приятное впечатление, ничем, впрочем, не удивив. С другой стороны, мы ходили сами, без экскурсий, и в достаточно бодром темпе - полагаю, оно может быть куда познавательнее, если "с чувством, с толком, с расстановкой" (с), да с экскурсией:)

Музейный комплекс «Конный двор» - один из отделов Сергиево-Посадскому государственного историко-художественного музея-заповедника, открытого на территории Троице-Сергиевой Лавры. «Конный двор» - это памятник архитектуры XVIII - ХХ вв. На территории музейного комплекса размещается экспозиция русского народного и декоративно-прикладного искусства.

Музейный комплекс «Конный двор» принадлежит , который был основан в 1920 на территории Троице-Сергиевой Лавры.

В период с 2001 по 2005 годы музейная коллекция была переведена с территории Лавры в другие помещения. Был отреставрирован «Конский двор» — памятник архитектуры XVIII — ХХ вв. Здесь разместилась экспозиция русского народного и декоративно-прикладного искусства.

Сейчас в Музейном комплексе «Конный двор» можно увидеть следующие экспозиции: археологическую выставку «Древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края», архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.», выставку русского народного искусства «Мир русской деревни», выставку «Музей русской матрёшки», экспозицию, посвященную 700-летию преподобного Сергия Радонежского «И свеча не угасла...», выставку археологических находок «Финно-угры в древности и сегодня».

Просмотров