Тренинг по ораторскому искусству упражнения. Упражнения на ораторское искусство

Пояснительная записка

"Люди теряют уважение к тем,

кто не может говорить как следует,

и они проникаются уважением к другим,

Кто манипулирует словами
с необычайной легкостью" Т. Шибутани

"Никакая другая способность человека

не даст ему возможности с такой быстротой

сделать карьеру и добиться признания,

Как способность хорошо говорить"
Ч. Депью

Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель - способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённых и талантливых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной деятельности в школе, занятия по интересам: кружки, творческие мастерские и объединения муниципальных образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Определяя работу с одаренными детьми, необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Одаренность - это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов) .

Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т.е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т.е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Выделяют следующие виды одаренности : творческая одаренность, академическая одаренность, художественная одаренность, музыкальная одаренность, интеллектуальная одаренность, литературная одаренность, психомоторная одаренность, общая одаренность, интеллектуальная одаренность, социальная одаренность.

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных.
Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся, но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: с пособность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.

Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к навыкам выступления перед публикой и к навыкам общения. Творческое объединение «Юный оратор» дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но на практике отработать все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.

Ораторское искусство - это
- умение чётко и ясно выражать свою мысль;
- конструктивность речи;
- динамичность речи;
- презентация речи.

Цель работы с одаренными детьми: Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

  1. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей
  2. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  3. предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Цель Программы : овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией. А также овладение искусством блестящего рассказчика, умения говорить увлекательно, развитие красноречия.

Формы и методы работы на занятиях кружка - это лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), беседы, встречи с интересными людьми и, безусловно, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общешкольных мероприятиях). Большая часть работы с кружковцами отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении - примерно 60-70%.

Данный курс состоит их трёх ступеней , связанных единой идеей с постепенным усложнением материала. 1-ая ступень - "Основы ораторского мастерства".

Ребята на занятиях данного кружка учатся: снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Планируемые результаты:

Овладение техниками построения устной монологической речи;

Умение контролировать свое эмоционально-психологическое состояние и реакцию аудитории;

Умение уместно использовать разные уровни энергетики, жесты, интонации, контакт глазами;

Умение корректно вести спор, дискуссию, дебаты;

Умение противостоять словесной агрессии;

Овладение основными ресурсами жанровой речи: убеждающая, художественная, ситуативная;

Знание и соблюдение правил речевого этикета в процессе публичного выступления и личного общения;

Умение готовиться к выступлению;

Выработка собственного стиля, особенной манеры общения с людьми, реализация через общение своей индивидуальности.

Программа 1 ступени обучения в кружке «Юный оратор» рассчитана на целый учебный год, по 1 часу в неделю.

Количество участников: группа из 12 учеников.

Учебно-тематический план работы

кружка «ЮНЫЙ ОРАТОР»

(мастерская искусства речи)

Речевое дыхание. Дыхание - основа звучания голоса. Правильное дыхания (развитие правильного вдоха и правильного выдоха), бесшумный, короткий вдох, выдох - длительный, лавный.

Постановка на публике и контакт с аудиторией: приемы вовлечения, захват и удержание внимания аудитории, создание уважения, доверия и расположение публики. «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах». (Ларошфуко): внешний вид оратора, выход на сцену, стойка оратора, пауза в выступлении.

Энергетика речи и уверенность оратора: управление стрессом, владение психологическим состоянием, методы устранения страха, секреты привлекательности оратора, свобода речи и самовыражения на публике.

Владение содержанием речи : освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание.

Импровизация в речи. Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Словесная импровизация помогает: снять паузы зависания; не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов; выступать на высокой энергетике; легко отвечать на вопросы; уменьшить страх публичных выступлений; взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости; легко поддерживать светскую беседу.

Креативность и остроумие в речи. «Подвешенность» языка, нестандартность, оригинальность, юморотворчество. Образность речи, богатство языка, расширение активного словарного запаса.

Убедительность и влияние на публику : мастерство убеждения, методы эффективной аргументации, логическое и эмоциональное воздействие. Оказание влияния на публику речью, использование манипуляции, приемы софистики и внушения.

Выразительные средства речи : наглядность, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Художественные приемы, выразительные средства языка: тропы, фигуры, пословицы и поговорки, фразеологизмы. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники.

Работа с аудиторией : управление слушателями, вдохновление на диалог, психология общения с залом. Публичное выступление. Моральная настройка на успех. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Эффективные методы работы с вопросами публики. Практикум.

Воспитательная работа с кружковцами

  1. Воспитание любви и уважения к русской речи.
  2. Воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
  3. Воспитание культуры поведения в семье, в школе и в общественных местах.
  4. Творческое развитие личности школьников.
  5. Развитие навыков публичного выступления (ораторского искусства).
  6. Воспитание культуры поведения на сцене.
  7. Участие в общешкольных мероприятиях, в праздничных концертах.

Работа с родителями

Заинтересовать родителей в творческом развитии их детей.

Организовать с помощью родителей поездку в г. Чебоксары с посещением музея, знакомства с достопримечательностями столицы Чувашской Республики.

Организовать с помощью родителей интересное проведение детского досуга, праздников, творческих выступлений кружковцев.

Проводить родительские собрания один раз в полгода.

Литература

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1982.
  2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. - М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - С. 85 - 86.
  4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1995.
  5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М., 1989.
  6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. - №2.
  7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М., 1993.
  8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416с.
  9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1998.
  10. Скворцов Л.И. Культура языка - достояние социальной культуры. - М.: Просвещение, 1992.
  11. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. - 2008. - № 1. - С. 103 - 106.
  12. Теплов Б. М. «Способности и одаренность». М, 1961, с. 9—20.
  13. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  14. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. - 2008. - № 2. - С. 69 - 76.
  15. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия. 1997. - 78с.
  16. http://www.odardeti.ru
  17. www.ustinow.ru
  18. golos.net

Приложение 5.

Скороговорки

С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок.

Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую - ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп.

Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

Отработка звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал, шакал скакал.

9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.

10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

11. Ткет ткач ткани на платки Тани.

12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

15. В один, Клим, клин колоти.

16. Стоит копна с подприкопёночком.

17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

23. На меду медовик, а мне не до медовика.

24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.

27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.

30. У нас гость унес трость.

31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

32. Рододендроны из дендрария даны родителями.

33. К Габсбургам из Страсбурга.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Р, л, м, н

38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

41. Клара-краля кралась к ларю.

42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

43. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.

44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.

46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

47. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?

52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

55. Дробью по перепелам да по тетеревам.

56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

61. Король-орел.

62. Курьера курьер обгоняет в карьер.

БЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.

65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.

66. Гонец с галер сгорел.

67. Талер тарелка стоит.

68. Идти на рать, так бердыш брать.

69. Интервьюер интервента интервьюировал.

70. Либретто Риголетто.

71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

74. Во мраке раки шумят в драке.

75. На дороге с утра тарахтят трактора.

76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.

77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

78. Город Нерль на Нерли-реке.

79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.

81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

83. А мне не до недомогания.

з, с, ж, ш, ч, щ, ц

84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

85. У осы не усы, не усища, а усики.

86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

87. Осип охрип, а Архип осип.

88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

89. Сачок зацепился за сучок.

90. По семеро в сани уселися сами.

91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

92. Свиристель свиристит свирелью.

93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

100. Четверть четверика гороха без червоточинки.

101. Инцидент с интендантом.

102. Прецедент с претендентом.

103. Константин констатировал.

104. У ежа ежата, у ужа ужата.

105. Жутко жуку жить на суку.

106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

107. Тщетно тщится щука ущемить леща.

108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

109. Яшма в замше замшела.

110. В Чите течет Читинка.

Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 354с.


Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.


Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.


Школа Ораторского Мастерства Болсунова Олега Игоревича

Целевая аудитория: спикеры, менеджеры, руководители проектов.

Цель обучения: овладение мастерством публичного выступления на высоком уровне.

Мы не читаем лекции – мы обучаем!

Для меня, как для тренера, очень важно, чтобы все спикеры умели выступать с любой речью, на любую тему, перед любой аудиторией.

А “произносить заученные речи с заученными жестами” – это не про нас.

Методы обучения:

  • 20% теории и 80% практики. Вся теория отрабатывается в практических упражнениях.
  • полная отработка всех навыков оратора на практике.
  • запись видео с показом и разбором
  • динамическое обучение в специально подобранных упражнениях
  • никто не отдыхает – все в работе одновременно

Результат обучения, если кратко:

  1. Выступление перед любой аудиторией
  2. Выступление с любой речью
  3. Владение жестами, паузой, взглядом, интонациями, состояниями, вниманием аудитории и др…
  4. Удовольствие от выступлений

Более подробная программа обучения приведена ниже.


Тренер по публичным выступлениям Болсунов Олег Игоревич

Тренер

Болсунов Олег Игоревич , тренер по мастерству публичных выступлений, мастер НЛП, специалист в области Эриксоновского гипноза и речевых технологий, Синтон-тренер, тренер по целедостижению, командообразованию, психологии личностного развития.

Руководитель Школы Ораторского Мастерства с 2000 года. Руководитель клуба практической психологии “Синтон” в Днепропетровске 1999-2009 г.

Программа тренинга
“Мастерство публичных выступлений для спикеров”


Выступление оратора

Курс 1. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ СПИКЕРА (15 часов)

Курс 2. ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ (15 часов)

  • Методы управления аудиторией.
  • Техника лаконичной речи.
  • Ответы на вопросы.
  • Техники ухода от ответа.
  • Косвенный ответ на вопрос
  • Альтернатива прямому ответу
  • Предупреждение возражений.
  • Энергия выступления

Курс 3. ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО (15 часов)


В программе возможны изменения. Обучение можно построить любым способом. Хорошие результаты получаются, к примеру, при работе по 5 часов в день.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Цицерон

Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.

Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.

Громкое чтение вслух

Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.

Воспроизведение смысла прочитанного

Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель - запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.

Изучение речи других ораторов

Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.

К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.

Анализ речи

Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.

Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.

Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.

Каждый день мы произносим тысячи и тысячи слов, словосочетаний и предложений, говорим в диалоге или монологе. И хотим, чтобы каждое наше слово было понято и принято к сведению, чтобы то, что мы говорим было значимо для других людей. Как это сделать? Конечно учиться! И в данном случае учиться ораторскому искусству.

Цель : получить навыки выступления перед аудиторией; узнать и попробовать упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мимики лица; получить навыки написания публичного выступления; создание практических рекомендаций «Хорошего оратора».

Время: 4-5 часов.

Оборудование:

  • Просторное помещение.
  • Стулья по количеству участников.
  • Бумага для флип-чата.
  • Маркеры.
  • Ручка и листы бумаги на каждого.
  • Маленькие листочки с именами 4-5 известных актёров.
  • По 2-3 карточки на участника.

Упражнение «Знакомство — жест». Участники стоят в кругу. Ведущий начинает. Он называет свое имя и одновременно делает любое движение. Остальные участники хором повторяют имя и движение. Далее по кругу до последнего участника.

Обсуждение: Ведущий обязательно должен узнать ожидания участников от тренинга, чему они хотят научиться, предыдущий опыт в этой сфере.

Правила на тренинге: можно поговорить об этом в виде

  • Что можно делать на тренинге.
  • Что нельзя делать на тренинге.
  • Что желательно, но не обязательно.

Рассказать план дальнейшей работы (количество перерывов, какого характера будут упражнения).

Энерджайзер «Машина». Упражнение должно проводиться в быстром темпе. Обратить внимание участников на то, что каждый звук должен быть произнесен и показан ярко и выразительно.

Все становятся в круг. Ведущий говорит: «Представьте, что был снят фильм, посвященный «Формуле 1», а теперь его нужно озвучить. У нас есть звуки машины: «ЖЖЖЖЖЖЖ!», сигнал клаксона: «БИ-БИ!» и звук тормоза: «ИИИИИИИИ!». На звук машины вместе с руками передаем звук соседу. На звук клаксона машина перепрыгивает на другую сторону круга (говорим «БИ-БИ!» и смотрим на человека, которому передаем движение). На звук тормоза машина меняет направление на противоположное».

Упражнение «Круг почета». Участники сидят в кругу. Ведущий начинает. Инструкция: презентовать себя пока вы идете 1 круг до своего места. Можно говорить о чем хотите. Главное чтобы это как-то Вас отражало.

Обратная связь:

  • Какие у вас ощущения от упражнения?
  • На что оно было направленно?
  • Какие вербальные и невербальные способы коммуникации были использованы?
  • На что они были направлены?

Упражнение на совершенствование техники речи .

  1. Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке. Например: БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… Все это повторяем по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.
  2. Читать скороговорки нужно сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала у Карла кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Упражнение «Циклоп». Участники становятся лицом в круг. Ведущий в центр круга кладет яркую вещь. Инструкция: на команду «Вниз» все смотрят на вещь в центре круга, на команду «Вверх» нужно поймать взгляд другого участника. Взгляд не блуждает. Если взгляды встретились, то эта пара выходит из круга. Таким образом можно разбить участников на пары.

Упражнение «Зеркало». Участники стоят в парах. Они договариваются кто будет Зеркалом (повторять), а кто будет Ведущим (показывать). Ведущий старается изобразить сначала просто эмоцию, а потом целую ситуацию. Зеркало старается повторить, и, при этом пытается понять, какую эмоцию или ситуацию показывает Ведущий. Через 5-7 минут все меняются ролями.

Обратная связь:

  • Ваши ощущения?
  • Кем быть легче Зеркалом или Ведущим?
  • Легко ли было отгадывать эмоции и ситуации?
  • Что нам говорит мимика и пантомимика в общении?

«Мозговой штурм». Ведущий и участники составляют план написания публичного выступления.

Упражнение «Актеры». Ведущий заранее готовит бумажечки с именами известных актеров по количеству участников. Имен актеров должно быть столько, на сколько подгрупп необходимо разбить группу. Например, группу из 20 человек необходимо разделить на 4 подгруппы по 5 человек. На 20 бумажечках пишется 5 раз Чак Норис, 5 раз Мэрилин Монро, 5 раз Чарли Чаплин и 5 раз Арнольд Шварценеггер. Каждый вытягивает 1 бумажечку и показывает своего актера, но без слов. Задача участников объединиться в группы (признак — одинаковый актер).

Примечание. Участники тренинга должны двигаться очень выразительно, вжиться в свой характер.

Упражнение «Гайд Парк». 20 минут на написание выступления, 20 минут на выступления и 20 минут на обсуждение. Индивидуально каждый участник пишет себе выступление (длительность 3-5 минут) на тему: «Как можно улучшить мир». Затем первая группа «актеров» (из предыдущего упражнения) расходится по коридору или улице так, чтобы не мешать другим выступающим. Оставшиеся получают по 1 купону. Его они должны отдать кому-то из выступающих со своими комментариями после того, как прослушают всех из одной группы. Потом группы меняются («выступающими» должны побыть все участники). В конце определяются самые успешные ораторы. Их можно наградить какими-нибудь призами или просто овациями.

Критерии оценки : интересная тема, интересная подача информации, убедительность речи, выразительность и др.

Обратная связь 15 минут:

  • Что было легче: выступать или оценивать?
  • Кому какая роль больше понравилась?
  • Какие способы привлечения внимания были выбраны участниками? Что больше всего запомнилось.
  • Какие темы были самыми интересными?
  • Какой вывод каждый из вас сделал из этого упражнения? Чему научились?

Создание памятки «Хорошего оратора». Можно в виде мозгового штурма или работы в малых группах записать правила, замечания, принципы для тех, кто хочет стать хорошим оратором. Формат любой.

Обратная связь ко всему тренингу:

  • Что «возьмете» с собой?
  • Что «выбросить»?
  • Что «отложите в долгий ящик»?
  • Что расскажете другу/подруге.

Упражнение «Передай подарок». Участники сидят в кругу. Начинает любой участник. Он передает соседу воображаемый подарок. Это может быть как вещь, так и качество. Сначала показывает его, а потом называет. Далее по кругу. Показывать следует выразительно, чтобы тренировать свою мимику и пантомимику.

Дополнительные энерджайзеры (Руханки).

  1. Участники стоят по кругу достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.
  2. Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! В заключении подсчитываем, кто привлек внимание большего числа участников игры.
  3. Выберем какую-нибудь простую фразу. Например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, находящегося справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового.

Просмотров