Занятия по физической культуре в детском саду. Занятие по физкультуре в ДОУ «Охотники за приключениями


  • Оздоровительные – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям;
  • Образовательные – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры;
  • Воспитательные – решаются в процесе физкультурного занятия: воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.).

  • Цели, которые ставит педагог, планируя физкультурное занятие, должны конкретизироваться в задачах.
  • Если физкультурное занятие преследует сугубо оздоровительные цели , как, например, беговая тренировка в медленном темпе, то приоритеты отдаются группе оздоровительных задач, а затем определяются задачи (для данного конкретного вида физкультурной деятельнос­ти) развивающего цикла и, наконец, образовательные.
  • Если цель занятия - обучение движениям, то на первое место выдвигаются задачи образовательные.
  • При закреплении движений, их совершенствовании уместнее в первую очередь планировать развивающие задачи.
  • Но любая физкультурная деятельность будет успешнее и в плане обеспечения здоровья ребенка, и в плане его обучения и развития, если на занятии будет решаться комплекс взаимодополняющих задач.

  • В младших группах воспитатель должен направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве физкультурного зала и физкультурной площадки, приемам элементарной страховки;
  • правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.
  • В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.
  • В старшей группе у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку.
  • В подготовительной к школе группе (равно как и в первом классе) основной задачей педагога является создание условий для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.

  • - это накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту.
  • В каждом возрасте физкультурная деятельность имеет разную направленность. Для детей это радость от свободы движений.
  • Поэтому главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье, психологическое благополучие и физическое развитие ребенка - это доставить детям максимум удовольствия от движений.

  • Во всех возрастных группах ДОУ проводится по три занятия физической культуры в неделю: два в спортивном зале или групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.
  • В младшей группе занятие длится 15 мин.,
  • в средней – 20 мин.,
  • в старшей – 25-30 мин.,
  • в подготовительной – 30 мин.

  • Вводная часть
  • Основная часть
  • Заключительная часть

1. Вводная часть:

Различные виды ходьбы;

Построения и перестроения;

Повороты;

Различные виды бега;

Упражнения в равновесии;

Упражнения на внимание.


2. Основная часть:

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них:

Ритмические упражнения;

Упражнения-имитации;

Упражнение- «азбука»;

Элементы йоги.

Основные виды движений:

Метание; -лазание; - прыжки; -ходьба, -бег.

Подвижная игра.


3. Заключительная часть:

Различные виды ходьбы;

Упражнения на восстановление дыхания;

Малоподвижные развивающие игры;

Игры на РТВ (развитие творческого воображения);

Дыхательные упражнения, в том числе с элементами йоги;

Хоровод.


  • Должна быть так называемая «оздоровительная компонента».
  • оздоровительный бег, или бег на выносливость;
  • циклические движения;
  • Закаливающие процедуры (воздушные ванны, водные процедуры);
  • точный расчет нагрузок, чтобы дети занимались в аэробном режиме;
  • расслабляющие паузы;
  • специальные гимнастики (дыхательная, корригирующие упражнения);
  • специально создаваемый эмоциональный фон, на котором проходит занятие, и моменты управляемого положительного всплеска.

Гимнастика

Игры

Основные движения:

Бег, прыжки, метание, лазание и т.п.

Подвижные:

Сюжетные, бессюжетные

Спортивные упражнения

Общеразвивающие упражнения

Простейший туризм

Плавание, езда на велосипеде и т.п.

С элементами спортивных игр

Построения и перестроения

Ходьба на лыжах, катание на коньках, санках

Танцевальные упражнения


  • В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого);
  • в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением;
  • В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением;
  • В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением.
  • В младшей группе упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе. Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лежа с прогибанием туловища.
  • Моторная плотность занятия должна быть не менее 80%. В противном случае тренировочный эффект не достигается, а занятие воспринимается организмом как набор беспорядочных движений.

  • При первом подходе их разделяют на три основные группы :

занятия, на которых дети обучаются определенным видам движений; занятия, на которых дети закрепляют полученные навыки,

занятия, на которых дети совершенствуют качество движений.

  • При втором подходе выделяют обучающие, развивающие и оздоровительные занятия.
  • При третьем подходе выделяют две группы занятий:
  • так называемые «традиционные» и «нетрадиционные».

Все эти классификации очень условны, но тем не менее определение вида физкультурного занятия по преобладающим целям позволяет правильно подобрать соответствующую методику его организации.


  • Младшая и средняя группы:

1. Классические (обучающие, смешанные, вариативные).

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно-игровые.

4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр).

5. Контрольные занятия.

6. Тематические.

7. Интегрированные.

  • Старшая группа

1. Классические.

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно-игровые.

4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов).

5. Контрольные занятия.

6. Соревнования.

7. Занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов.

8. Занятия по интересам.

9. Тематические.

10. Интегрированные.

11. Физкультурно-валеологические (забочусь о своем здоровье).

12. Занятия-тренировки по ОФП (организация физической профилактики). Введение в занятие приемов точечного массажа, ЛФК (лечебно-физкультурного комплекса), релаксации.


Подготовительная группа:

1.Классические.

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно-игровые.

4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов

5. Контрольные занятия.

6. Соревнования.

7. Занятия-тренировки по ОФП (организация физической профилактики). Введение в занятие приемов точечного массажа, ЛФК, релаксации.

8. Занятия-тренировки, походы в парк. Экскурсии-тренировки в ФОК (физкультурно-оздоровительном комплексе).

9. Посещение спортзала, спортивной площадки ближайшей школы.

10. Занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов.

11. Занятия по интересам.

12. Тематические.

13. Интегрированные.

14. Физкультурно-валеологические (забочусь о своем здоровье).


  • Различаются:
  • Разучивание сложных движений , требующих страховки, проводится строго индивидуально ,
  • более легких - по подгруппам .
  • В содержание фронтальных занятий включаются только те движения и упражнения, которые освоены всеми детьми.
  • Организация индивидуального обучения не означает , что другие дети в это время ничем не заняты.
  • При этой форме обучения занятие также проводится со всеми детьми.
  • Сначала организуются традиционные разминка и бег, короткий отдых, а затем один из взрослых, по очереди подзывая детей к себе, обучает их новому движению (например, лазанию по канату).
  • Остальные дети в это время с другим взрослым отрабатывают технику знакомого движения (например, метание мяча в горизонтальную цель).

  • Игры и заключительная часть занятия проводятся со всеми детьми одновременно.
  • Обычно при такой форме обучения педагог может в течение одного занятия обучить новому движению не более 5-6 детей. Остальных детей постепенно обучают по такому же принципу на последующих занятиях. Такой подход к обучению детей основным движениям позволяет его индивидуализировать, сохранить доверительность в отношениях с ребенком, не выставлять напоказ перед другими детьми его слабые возможности.
  • В результате у детей повышается интерес к занятиям физкультурой, желание добиваться хороших результатов, а главное - они очень привязываются к взрослым, и те становятся для них чрезвычайно авторитетными.
  • Когда движение будет «поставлено» у всех детей , форма организации обучения меняется.
  • После вводной части дети разделяются на две подгруппы.
  • Одна подгруппа с педагогом закрепляет полученные представления о новом движении, повторяя его несколько раз, а другая подгруппа совершенствует хорошо знакомые движения.
  • Затем подгруппы меняются местами.
  • Важное указание : на подгруппы дети должны разделиться сами, воспитателю в этот процесс вмешиваться не стоит.
  • Чтобы подгруппы были равны по количеству, можно использовать флажки разного цвета. Например, те, кто сначала хочет упражняться в прыжках в длину, берут красные флажки, а кто хочет лазать по шведской стенке - желтый.
  • По выбору детей можно судить об их реакции на новое движение и соответственно принять правильное педагогическое решение. Обычно на выбор детей влияет неуверенность в своих возможностях, когда упражнение кажется им трудным.
  • Тогда они не спешат взять красный флажок. Дети, уверенные в своих возможностях (а иногда и излишне самоуверенные), сразу выбирают новое движение.
  • На фронтальных занятиях хорошо зарекомендовал себя поточный метод выполнения упражнений, когда дети поочередно подходят к снаряду и выполняют задание.
  • В содержание такого занятия могут быть включены несколько видов хорошо знакомых движений.

  • В практике физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения часто используются фитнес-технологии: ритмическая гимнастика, игровой стретчинг и фитбол.
  • Комплексы ритмической гимнастики могут включаться в утреннюю гимнастику, в физкультминутки.
  • На физкультурных занятиях комплексы ритмической гимнастики используются во всех частях:
  • в подготовительной части – они используются как общеразвивающие упражнения;
  • в основной части- решают задачи развития чувства ритма, пространственных представлений, координации движений;
  • в заключительной части – способствуют релаксации, снятию утомления от занятия.

  • Используется на физкультурных занятиях. В зависимости от задач занятия упражнения стретчинга могут включаться в подготовительную часть для разогревания отдельных мышц групп,
  • в основную часть для развития гибкости и как релаксирующая процедура в заключительной части занятия.
  • В дошкольных учреждениях используется методика игрового стретчинга, где каждому упражнению соответствует образ животного или сказочного героя.

  • Фитболы – большие мячи. Современные надувные мячи имеют разные размеры и формы. Одна из модификаций – мяч с ручками (хоп), предназначен в большей степени для выполнения прыжков.
  • На физкультурном занятии фитбол может использоваться как предмет, как опора, как тренажер и т.д. Хопы широко применяются в эстафетах и играх.
  • Инновационные педагогические технологии вносят разнообразие в физкультурные занятия.
  • Однако следует помнить, что неправильное применение новых технологий может нарушить процесс нормального развития ребенка.

Качество плана-конспекта во многом зависит от уровня профессиональной компетентности специалиста, предусматривающего наличие профильных знаний и умений в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста и смежных дисциплин, специальных проектировочных навыков в составлении и ведении документации.

План-конспект физкультурного занятия представляет собой законченную педагогическую работу в том случае, если он разработан и оформлен в соответствии с требованиями:

Целеустремлённости. Предполагает указание в каждом документе комплекса задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных) в соответствии с положениями нормативных правовых и программных документов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

Преемственности. Основано на преемственности с содержанием предыдущего и последующего плана в целостной системе планирования физкультурных занятий, а также преемственности материала внутри самого плана. Каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего;

Реальности. Достигается за счёт детального учёта всех педагогических условий: возрастных и психофизических особенностей детей, уровня их физической подготовленности, материально-технической базы учреждения дошкольного образования, сезонно-климатических явлений и т.д. Педагогу следует оценить указанные условия и спланировать реальный материал, т.е. тот, который могут и должны усвоить дети;

Конкретности. Проявляется в чёткости и конкретности формулировок планируемых задач, средств, методов, способов организации двигательной деятельности воспитанников на занятии. Немаловажное значение имеет использование гимнастической терминологии, обеспечивающей краткость и лаконичность записи физических упражнений.

Наглядности. Реализуется путём внедрения в практику графических форм записи (схем, рисунков, чертежей), что не является обязательным, но может существенно улучшить восприятие и запоминание последовательности запланированного материала, особенно начинающими специалистами.

Разработка содержания плана-конспекта физкультурного занятия

План-конспект, как результат непосредственной подготовки педагога к занятию, опирается на документы перспективного планирования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста. На первом этапе составления плана-конспекта педагог обдумывает содержание основной части занятия, а затем в соответствии с ней планирует ориентировочный материал для вводной и заключительной частей.

Следует подчеркнуть, что правильное определение комплекса задач, средств и методов для конкретного физкультурного занятия может быть обеспечено лишь после того, как спроектирована промежуточная (черновая) модель его основной части. Детализация содержания физкультурного занятия происходит на втором этапе планирования, в процессе которого педагогу необходимо продумать и конкретизировать:

Задачи занятия. В первую очередь определяются образовательные задачи, направленные на обучение, закрепление или совершенствование двигательных действий в зависимости от этапа обучения, воспитание психофизических качеств и совершенствование двигательных способностей детей. Затем уточняются оздоровительные задачи, связанные со спецификой оздоровительного воздействия специальных физических упражнений на организм ребёнка в целостной структуре занятия.

Понимание педагогом сущности и значимости оздоровительных задач, путей и средств их решения способствует приоритетной реализации принципа оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому оздоровительную задачу рекомендуется ставить на первое место во всех документах планирования процесса физического воспитания, в том числе и в плане-конспекте физкультурного занятия.

Формулировка воспитательных задач также обязательна, поскольку физическое воспитание - это, прежде всего, вид воспитания (наряду с трудовым, нравственным, эстетическим и др.). Следовательно, воспитание личности ребёнка средствами физической культуры играет важную роль в формировании эмоционально положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, развитии его волевых и нравственных качеств, коллективных начал, творческих способностей.

Средства и методы решения каждой из задач. К основным средствам физического воспитания относятся физические упражнения, содержание которых сопряжено, как правило, с комплексом оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на ребёнка.

Под методами в физическом воспитании понимают способы применения физических упражнений, направленные на достижение поставленных задач. В соответствии с задачами уточняется и конкретизируется содержание всех частей занятия, которые в общих чертах уже продумывались специалистом на первом этапе планирования.

Намечаются основные, подводящие, подготовительные упражнения общеразвивающего и специального характера, их дозировка с учётом возрастных и психофизических возможностей воспитанников.

Определяются наиболее действенные общепедагогические методы и приёмы обучения, включающие словесные и наглядные методы.

Устанавливаются специфические методы, непосредственно связанные с решением образовательных задач. К ним относятся игровой, соревновательный методы, метод строго регламентированного упражнения .

При подборе средств и методов педагогу следует стремиться воплотить в каждом занятии оригинальные творческие замыслы, спланировать увлекательный материал, насыщенный разнообразными физическими упражнениями и подвижными играми.

Ресурсное обеспечение занятия. Создание педагогических условий, положительно влияющих на реализацию запланированного содержания физкультурного занятия, зависит от рационального использования материально-технических ресурсов, классифицированных нами на специальные, технические и дидактические.

К специальным ресурсам относятся физкультурное и спортивно-игровое оборудование для занятий в помещении и на свежем воздухе: стационарное, переносное, подвесное и комбинированное; специальный инвентарь для развития основных видов движений и функции равновесия, для обучения элементам спортивных упражнений и спортивных игр и др.

Технические ресурсы охватывают технические и звуковые средства обучения, крайне востребованные в современном образовательном процессе. К техническим средствам обучения непосредственное отношение имеют тренажёры простого и сложного устройства, а к звуковым - аудиоаппаратура, носители аудиоинформации.

Дидактические ресурсы - это демонстрационный материал (плакаты, фотографии, картинки, наглядные пособия, атрибуты для подвижных игр и др.), который педагог применяет для целенаправленного и более плодотворного взаимодействия с детьми в процессе занятий. Разнообразные наглядные средства обогащают представления детей о специфике тех или иных физических упражнений и спортивных игр, развивают у них любознательность, расширяют кругозор, активизируют мыслительную деятельность.

Тщательное продумывание на этапе планирования материально-технического обеспечения физкультурного занятия, стремление педагога к вариативному применению предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников, сформирует у них богатый двигательный опыт и стойкий интерес к занятиям физическими упражнениями.

Способы организации двигательной деятельности детей.

Выбор способов организации детей на занятии (фронтального, группового, поточного, посменного, индивидуального) зависит от новизны, сложности, характера упражнений; задач занятия, места его проведения; возраста и количества детей, их физической подготовленности; организационно-управленческих умений педагога.

Очень часто причиной определения того или иного способа организации двигательной активности воспитанников является материально-техническая оснащённость учреждения дошкольного образования. Например, недостаточное количество спортивного оборудования исключает использование фронтального (одновременного) выполнения упражнений всеми детьми.

В то же время грамотное планирование других способов организации (группового, поточного, посменного), их комплексное сочетание во всех частях занятия обеспечит оптимальную моторную плотность даже при дефиците физкультурного инвентаря и ограниченного размера помещения.

Критерии оценки деятельности детей на занятии. К педагогическим критериям оценивания техники выполнения физического упражнения относятся: результативность физического упражнения (действия, движения); сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники; разница между реальным результатом и возможным .

В соответствии с данными критериями специалист определяет наилучшую стратегию достижения поставленной цели конкретными средствами, способами, методами педагогического воздействия и взаимодействия в зависимости от этапа обучения. Вместе с тем при определении критериев оценки особое внимание следует уделять индивидуализации техники физических упражнений с учётом особенностей телосложения каждого воспитанника, уровнем его физической подготовленности.

Рассмотренные выше методические особенности продумывания и осмысления содержания физкультурного занятия отражаются далее в письменном виде при оформлении плана-конспекта.

Структура плана-конспекта физкультурного занятия

При подготовке плана-конспекта возможно использование текстовой и табличной форм записи.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста, а табличная - в виде таблицы. Обе формы широко используются на практике. Как показывает опыт, при составлении развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия предпочтительней пользоваться табличной формой записи, которая позволяет:

  • чётко отобразить структуру и содержание предстоящего занятия;
  • детализировать содержание каждой его части;
  • избежать перегруженности и перенасыщенности плана.

Данный вариант оформления плана-конспекта является наиболее информативным, понятным и удобным в использовании как для самого педагога, так и для других специалистов, которым он может быть представлен.

Структура развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия в форме таблицы включает:

1. Общие сведения о занятии (возраст детей, название занятия, место и дату проведения, форму проведения). Из перечисленных сведений в обязательном порядке следует указывать возраст детей, место и дату проведения занятия. Название занятия и форму его проведения (учебно-тренировочная, игровая, сюжетная, тематическая, корригирующая и др.) можно не отражать. Однако именно эти сведения усиливают творческую составляющую плана-конспекта, свидетельствуют о системных проектировочных аспектах в деятельности конкретного специалиста.

2. Задачи занятия (оздоровительную, образовательную, воспитательную). Информативная и предельно лаконичная формулировка комплекса задач занятия начинается, как правило, с глагола в повелительной форме. Например: формировать, учить, обучать, закреплять, развивать, совершенствовать, укреплять и др. В плане-конспекте указываются только главные задачи, решаемые преимущественно в основной части занятия. Вместе с тем, оздоровительные и воспитательные задачи могут планироваться для любой части занятия. Педагогические задачи необходимо формулировать как можно конкретнее, избегая лишних слов и словосочетаний. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются в неразрывном единстве, поэтому их комплексность и взаимосвязь - одно из главных условий эффективности физкультурного занятия.

3. Оборудование и инвентарь. Следует перечислить не только основные ресурсы занятия, но и указать их количество. Например: мячи среднего диаметра по количеству детей, 2 баскетбольных кольца, 5-6 стоек, 6 обручей, маска медведя, магнитофон. Данная информация поможет педагогу заранее подготовить материально-техническое обеспечение занятия, рационально пометить его в пределах физкультурной площадки или зала, не упуская из вида малейшие детали. Стационарное оборудование, которое закреплено и всегда присутствует в специально организованных для физкультурных занятий местах (гимнастические лестницы, спортивно-игровые комплексы и др.), указывать не обязательно.

4. Таблицу плана-конспекта, состоящую из трёх частей (вводной, основной, заключительной) и трёх столбцов (содержание, дозировка, организационно-методические указания).

Рассмотрим подробнее структуру таблицы, содержание её частей и столбцов.

Каждую часть занятия лучше выделить отдельной строкой по ширине таблицы, а не столбцом. Это позволит расширить полезную площадь таблицы, что значительно уменьшит объём документа. В строке записывается название части занятия и её продолжительность в минутах.

В столбце «Содержание»

последовательно указывается по частям занятия все предусмотренные физические упражнения и подвижные игры. Во вводной части занятия расписывается содержание разминки, в которую включаются разновидности ходьбы, бега, подвижные игры и игровые упражнения с элементами ходьбы, бега, строевых упражнений и др. Заканчивается вводная часть, как правило, динамическими дыхательными упражнениями.

Содержание основной части занятия

отражает решение комплекса педагогических задач, в первую очередь - образовательных. В связи с этим в ней записывается следующий дидактический материал: комплекс общеразвивающих упражнений; специальные упражнения, направленные на решение образовательной задачи (основные виды движений, спортивные упражнения, элементы спортивных игр и др.); подвижные игры (подвижные игры высокой и малой интенсивности, игры-эстафеты, игры-соревнования и др.).

Комплекс общеразвивающих упражнений, выполняющий подготовительную к основным видам движений функцию, содержит от 5 до 10 упражнений в зависимости от возраста детей. На наш взгляд, подробное описание этих упражнений следует вынести за пределы таблицы в отдельное приложение, что сделает план-конспект компактным и удобным в использовании. Групповой способ организации детей в основной части занятия предусматривает запись соответствующих заданий для каждой группы.

Такие организационные моменты, как расстановка и уборка оборудования, указываются только в случае непосредственного участия в них детей.

В заключительной части

отражается содержание используемых средств восстановления после физической нагрузки (динамические дыхательные упражнения, упражнения на растягивание и расслабление, подвижные игры малой интенсивности, ходьба и др.). В данной части занятия может быть уделено внимание таким рефлексивным аспектам, как краткий анализ занятия педагогом, самооценка занятия детьми, совместная рефлексия содержания учебного материала, подведение итогов и др.

В столбце «Дозировка»

указываются количество повторений каждого упражнения и (или) затраты времени на выполнение упражнения (в минутах или секундах). Например, 5-6 раз, 2 мин, 30 сек. Для цикличных видов движений и спортивных упражнений (ходьба, бег, катание на самокате, велосипеде и др.) можно определять длину дистанции в метрах (10 м, 60 м, 100 м).

В дозировании физической нагрузки важно соблюдать теоретико-методические требования структурного построения занятия и его основного принципа - постепенного наращивания нагрузки и её плавного снижения к окончанию занятия. Дозировка упражнений должна соответствовать возрасту детей, а также методической целесообразности распределения времени для каждой части занятия.

В столбце «Организационно-методические указания »

обозначаются требования, команды, распоряжения, общие методические указания, касающиеся организационных основ управления процессом обучения, координации деятельности педагога и детей по времени и пространству, их успешных совместных действий. Применительно к технике физических упражнений организационно-методические указания отражают наиболее типичные ошибки в их выполнении, на которые следует обратить внимание воспитанникам и педагогу.

Например, «ноги в коленях не сгибать», «наклониться ниже» и др. При описании коллективных совместных действий уточняются способы организации детей на занятии (фронтальный, групповой, подгрупповой и др.), варианты построений и перестроений (в круг, в шеренгу, в колонну и др.), правила подвижных игр («по окончании игры выбирается новый водящий», «не выбегать за границы площадки» и др.).

Данная информация предусматривает индивидуализацию и дифференциацию физической нагрузки («ослабленным детям снизить нагрузку», «мальчики выполняют упражнения с большими мячами, девочки - с маленькими», а также записи по обеспечению техники безопасности на занятии («под скамейку положить мат», «обеспечить страховку на канате», «соблюдать расстояние», «при падении сгруппироваться» и др.).

Наталья Власенко,
руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории

«В колонну по одному становись!» Слежу, чтобы все дети встали на свои места, стояли прямо без напряжения.

«Колонна равняйся!» «Шагом марш!» (Слежу за осанкой детей, за согласованностью движений рук и ног). 2 круга.

«Руки на поясе, приставным шагом вперед – шагом марш!»

(Слежу за осанкой детей, чтобы одна нога догоняла другую). Остановились. Идем спокойным шагом по залу.

«Бегом марш!» (Слежу за согласованностью рук и ног, осанкой детей, слежу, чтобы дети бежали легко, ставя ногу перекатом с пятки на носок). Бег проводится в среднем темпе 25-30 секунд.

«С высоким поднимание колен – бегом марш!». (Слежу, чтобы дети поочередно поднимали колени, подтягивая их к животу. Амплитуда рук должна быть значительная).

«Обычной ходьбой – шагом марш! »

«Направляющий на месте». Слежу, чтобы направляющий делал шаги на месте, а все остальные продолжали ходьбу, происходит смыкание. Говорю «На месте стой раз, два».

«Направо!»

«На 1 – ый, 2 – ой, рассчитайся!» (Слежу, чтобы дети выполняя расчет четко, поворачивали голову к стоящему слева и тут же возвращали голову прямо, а последний в шеренге называл свой номер без поворота головы, а сделал шаг с левой ноги и сказал «Расчет на 1 -2 окончен» и вернулся в строй).

«В две шеренги становись!» и начинаю считать «Раз, два, три». Слежу, чтобы на счет раз, дети, которые при расчете были вторыми сделали правой ногой шаг назад к первому номеру и приставили левую ногу к правой. Затем отдаю команду: «Первая шеренга два шага вперед, раз, два».

Ребята, а теперь посмотрите на меня, пожалуйста! Выполняем упражнение для укрепления мышц плечевого пояса. Встали прямо, пятки вместе, носки врозь, руки внизу. На счет 1-2 поднимаем руки вверх, на счет3-4 возвращаемся в и.п. Все поняли упражнение? Начинаем. «Исходное положение принять!» (Слежу чтобы все дети приняли правильное исходное положение). «Упражнение начинай!» (Слежу за осанкой детей, чтобы дети выполняли упражнение правильно, дышали через нос). После того как дети выполнили упражнение 6-7 раз говорю: «Закончили, переходим к следующему упражнению».

Следующее упражнение для мышц туловища. И.п. тоже. На счет 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны, на счет 2 – вернуться в и.п. Начали. (Слежу за осанкой детей, чтобы дети выполняли упражнение правильно, дышали через нос). После того как дети выполнили упражнение 6-7 раз говорю: «Закончили, переходим к следующему упражнению».

Следующее упражнение на укрепление мышц рук и координацию движения. И.п. тоже. На счет 1 – правую руку на левое плечо и одновременно левую руку за спину, на счет 2 – вернуться в и.п. То же делаем левой рукой. Начали. (Слежу за осанкой детей, во время выполнения упражнения голову не опускать, смотреть вперед).

После того как дети выполнили упражнение 6-7 раз говорю: «Закончили, переходим к следующему упражнению».

Следующее упражнение на укрепление мышц ног и живота.

На счет 1 – делаем выпад правой ногой вправо, руки вперед, на счет 2 – возвращаемся в и.п.

Начали. (Слежу за осанкой детей, чтобы дети выполняли упражнение правильно, дышали через нос). После того как дети выполнили упражнение 6-7 раз говорю: «Закончили, переходим к следующему упражнению».

Следующее упражнение на укрепление мышц туловища.

На счет 1-2- сесть на пятки, с глубоким наклоном вперед, руки отвести назад, на счет 3-4- вернуться в и.п. Начали. (Слежу за тем чтобы дети правильно выполняли упражнение, руки отводить максимально назад). После того как дети выполнили упражнение 6-7 раз говорю: «Закончили, переходим к следующему упражнению».

Следующее упражнение для укрепления мышц туловища и живота. На счет 1-2- перекатиться вправо, в положении «лежа на животе».

То же в другую сторону. (Слежу за тем, чтобы ноги были прямые, корпус не сгибать). После того как дети выполнили упражнение 6-7 раз говорю: «Закончили, переходим к следующему упражнению».

Следующее упражнение на укрепление мышц ног. Приняли основную стойку, делаем прыжки через гантели вперед-назад. (Слежу за тем, чтобы дети приземлялись мягко на носочки).

Молодцы. Окончили общеразвивающие упражнения.

«В одну шеренгу стройся! Раз, два, три». (Слежу чтобы перестроение было выполнено четко и точно, дети, стоящие во второй шеренге, на 1 – делают левой влево на 2 – шаг правой вперед, вступая в первую шеренгу, на 3 – приставляют правую ногу). Обращаю внимание на положение ног детей (пятки вместе, носки врозь). Приступаем к выполнению основных движений. Сначала у нас лазанье по гимнастической стенке в шахматном порядке.

Слежу за тем, чтобы дети правильно делали хват руками за рейки гимнастической стенки.

После выполнения упражнения подходите к гимнастическому буму, идете по нему соблюдая равновесие, дошли до середины сделали ласточку и пошли дальше. Дима, покажи, пожалуйста, как нужно выполнять упражнения. (Мальчик выполняет упражнения, а я еще раз проговариваю их). Молодец Дима, ты сделал все правильно, возвращайся в строй. Всем понятно, как выполнять упражнения. «Направо – раз, два». (Слежу за тем, чтобы все дети четко выполняли поворот, на счет «раз» с поворотом туловища переставляется направо правая нога, на счет «два» левая нога приставляется к правой). «Приступить к выполнению основных движений». (При выполнении детьми упражнения на гимнастической лестнице стою рядом обеспечивая страховку, обращая внимание на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы). Затем ребенок подходит к гимнастическому буму и выполняет движения. Слежу за осанкой детей.

После гимнастического бума дети выполняют пролезания под обручами (4 штуки). Слежу за тем, чтобы дети правильно подлезали под обруч.

Затем дети перепрыгивают через гимнастические палки (5 штук) с продвижением вперед. Слежу за тем, чтобы дети правильно выполняли упражнение, прыгали на двух ногах, приземлялись мягко на носочки. После выполнения всех движений по 3-4 раза, отдаю команду «Окончили упражнения».

Ребята, а теперь давайте поиграем в игру. Игра называется «Перелет птиц». Кто помнит правила? (Бегать не наталкиваясь друг на друга, слушать команды воспитателя). Дети бегаю по залу – это птицы. По моему сигналу «Ветер! Буря!» дети подбегают к гимнастической стенке и быстро залезают на нее – прячутся от ненастья на дереве. Затем я говорю: «Солнце выглянуло!» Дети слезают и вновь бегают по залу. Игра повторяется 4-5 раз. Во время игры слежу за выполнением правил. Молодцы.

Закончили игру.

«В колонну по одному становись!» «Колонна равняйся!» «Шагом марш!» (Слежу за осанкой детей, за согласованностью движений рук и ног).

На счет 1-2 поднимаемся на носочки, руки медленно поднимаем вверх, одновременно делаем глубокий вдох. На счет 3-4-5 опускаем руки медленно выдыхаем произнося «У – х – х – х!» Начинаем. «Закончили упражнение». «На месте стой – раз, два!»

Молодцы ребята, сегодня вы занимались замечательно. Скажите вам понравилось наше занятие? (Ответы детей). А что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). А играли мы с вами в подвижную игру, которая называется …? Молодцы, все помните. Ну а теперь наше занятие закончилось, и мы с вами возвращаемся в группу.

Фадеев Игорь
План-конспект занятия по физкультуре для детей средней группы в детском саду

Построение в шеренгу, проверка равнения (обычно используется какой-либо ориентир - шнуры, квадраты и т. д.)

Подается сигнал воспитателя к ходьбе (под удары в бубен или музыкальное сопровождение) колонной по одному за ведущим в обход зала. На следующий сигнал выполняется бег. Упражнения в ходьбе и беге чередуются.

Общеразвивающие упражнения.

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в исходное положение

4. И. п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны : наклониться вперед и коснуться пола между носками ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение

5. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой

Основные виды движений.

1. Упражнения в равновесии - ходьба и бег между двумя линиями (ширина 15 см, длина 3 м) . При ходьбе руки на пояс. В беге руки произвольно, свободно балансируют. Ходьба и бег в чередовании : главное не наступать на шнуры.

2. Прыжки - подпрыгивание на двух ногах на месте с поворотом кругом вправо и влево в чередовании с небольшой паузой (3-4 раза) .

Дети становятся в две шеренги одна напротив другой (расстояние между шеренгами не менее 3 м) . Перед каждой шеренгой воспитатель кладет дорожки из шнуров и объясняет задание - в ходьбе по дорожке не спешить, голову и спину держать прямо, по окончании ходьбы пройти в свою шеренгу. После того как дети выполнят упражнение 2 раза, они приступают к бегу по дорожке.

По окончании упражнений в равновесии воспитатель убирает шнуры и предлагает детям разбежаться в разные стороны.

В построении врассыпную дети выполняют прыжки на двух ногах на месте, изображая зайчиков, с поворотом кругом в обе стороны в чередовании с небольшой паузой между серией прыжков. Прыжки выполняются под удары в бубен или музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Найди себе пару» Для игры нужны платочки двух цветов (по количеству детей ) (половина платочков одного цвета, остальные -другого) . Каждый играющий получает один платочек. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, стараясь занимать всю площадь зала (площадки) . На слова «найди пару!» или начало звучания музыкального произведения дети, имеющие платочки одного цвета, встают парами. В случае если ребенок не может найти себе пару, играющие произносят : «Ваня (Коля, Оля, не зевай, быстро пару выбирай!» Игра повторяется 2-3 раза. См. стр. - 20

Игра повторяется 2-3 раза.

Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком над головой.

Публикации по теме:

Конспект занятия по физкультуре «Охотники за приключениями» для детей старшей группы Государственное автономное образовательное учреждение Школа «ШИК 16» Конспект занятия инструктора по физической культуре Пучковой О. А.

Конспект открытого комплексного занятия в детском саду для средней группы «Путешествие к Ивану Царевичу» Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (средняя группа) Тема: Путешествие к Ивану Царевичу. Цель: активизировать умственные.

Цель: В игровой форме расширить и систематизировать знания детей о космосе. Дать первоначальные сведения о планетах, звездах, метеоритах.

Осенние игры для детей средней группы в детском саду Осенние игры для детей 4-5 лет (средней группы) в детском саду Садовая считалка Слушаем считалку и стараемся её запомнить. Мы с тобою.

План-конспект физкультурного занятия для детей средней группы План – конспект физкультурного занятия для детей средней группы Дата проведения: Место проведения: ДОУ Время: 20 минут Оборудование и инвентарь:.

План-конспект сюжетно-игрового занятия по физкультуре для детей средней группы «Зверюшки, навострите ушки!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Корсаковского городского округа Сахалинской области ПЛАН-КОНСПЕКТ.

Сценарий для детей средней группы «Праздник лета в детском саду» Праздник Лета в детском саду. Сценарий для детей средней группы Сценарий праздника «Здравствуй, Лето!» для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект ОД по физической культуре в старшей группе «Путешествие в волшебную страну».

Цель: Формирование двигательных умений и навыков в различных видах двигательной активности.

Задачи.

1. Обучающие:

Продолжать учить ориентироваться в пространстве зала.

Добиваться уверенного и активного выполнения основных движений.

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, сохраняя равновесие; в прыжках, в ходьбе по канату и в лазанье под дугами.

Формировать правильную осанку.

2. Развивающие.

Развивать координацию движений во время ходьбы и бега, выполнения основных движений.

Совершенствовать умение прыгать, продвигаясь вперед.

Развивать двигательную активность.

3. Воспитательные.

Воспитывать интерес к физической культуре, желание заниматься.

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, уважительное отношение к взрослым.

Методы и приёмы:

1. Наглядные:

Наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры) ;

2. Словесные:

Объяснения, пояснения, указания;

Подача команд, распоряжений, сигналов;

Образный сюжетный рассказ,

Словесная инструкция;

Оборудование: Мольберт, цветок из картона (лепестки разного цвета, ленточки), кочки, дуги, гимнастическая скамья, канат, музыкальное сопровождение.

Ход ОД:

I часть. Подготовительная

Инструктор: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет, с выполнением заданий. Далеко есть страна, где всегда лето, там растет необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание, а называется он Цветик–Семицветик. Но однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. Давайте мы с вами отправимся в путь и соберем все-все лепестки этого волшебного цветка, но чтобы собрать все лепестки мы должны с вами быть сильными, ловкими, смелыми.

Инструктор: Вы готовы? (ответы детей)

Ребята, постройтесь в одну шеренгу, подровняем носочки, выровняем осанку, молодцы! Я думаю, что вы готовы к путешествию.

(Построение в колонну).

Инструктор: Вот серединка этого волшебного цветка, а лепесточки мы соберем, выполнив все семь заданий.

II часть. Основная

Ребята первое задание,

Ходьба и бег различными способами.

(песня «Шёл по лесу музыкант» )

Ходьба:

Путь наш будет не простой.

Мы шагаем по прямой

На носочках, руки вверх

Осанку держим лучше всех. (Ходьба на носочках)

А сейчас пройдём на пятках (на пятках)

Руки сложим за спиной

Физкультурой заниматься

Будем мы мой друг с тобой

А сейчас пройдёмся змейкой (ходьба змейкой)

Ты смотри, не отставай

Шаг пошире выполняй

По канату друг за другом (ходьба по канату)

Идём ребята не спеша

Пятка и носок касаются ковра.

Вот ребристая дорожка (ходьба по ребристой доске)

Мы по ней сейчас пройдём

С пятки на носок, подъём

По травке дружно пробежимся (бег)

В стране волшебной очутимся

а теперь переходим на шаг.

восстанавливаем дыхание.

А вот и первый лепесток – Красный (закрепить лепесток на мольберте).

Ребята второе задание, которое мы должны с вами выполнить:

Итак, ребята, нам нужно провести разминку.

Перестроение в колонну по три.

(музыка И.Якушев, Р.Болдырев «Солнышко лучистое любит скакать ».

А вот и второй лепесток – Оранжевый (закрепить лепесток на мольберте).

Ребята третье задание, которое мы должны с вами выполнить:

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

С кочки на кочку прыгай

Смотри не упади!

(дети выполняют прыжки с кочки на кочку)

Вот и третий лепесток – Желтый.

Ребята четвёртое задание, которое мы должны с вами выполнить:

Нам нужно пролезть через туннель

(дети пролазают под дугами)

Вот и четвёртый лепесток-Зелёный.

Ребята пятое задание, которое мы должны с вами выполнить:

Посмотрите, мы с вами вышли к большой реке, нам нужно перейти эту реку по мосту

(ходьба по гимнастической скамье).

А вот пятый лепесток – синий, как водичка, в нашей речке.

Ребята шестое задание, которое мы должны с вами выполнить:

Ребята, перед нами обрыв! А над ним висячий мост! Это испытание для самых смелых. Вы сможете перебраться на ту сторону? Тогда вперед!

(дети выполняют ходьбу приставным шагом по канату, расположенному на полу. Держась руками за второй канат, расположенный на уровне груди).

Какие вы смелые, ребята! А вот и еще один лепесток – голубой.

III часть. Заключительная

Ребята седьмое задание , которое мы должны с вами выполнить:

Мы с вами пришли в долину ветров. Именно здесь живет тот самый озорной ветер. Его никто не видел, но он очень любит играть. Давайте и мы с ним поиграем.

Физкультминутка «Ветерок».

Ведущий: А вот последний – фиолетовый лепесток (воспитатель закрепляет последний седьмой лепесток к цветку)

Инструктор: Ребята, посмотрите, наш цветок ожил! И он хочет поиграть с нами.

Подвижная игра «Цветик - семицветик».

(музыка Детская эстрадная студия Дельфин «Лети, лепесток»).

А теперь цветочек хочет выполнить наше желание. А что же мы загадаем, чтобы и мы, и наши гости, и все – все наши родные были здоровы.

Ребята! Волшебный цветок выполнил наше желание. Спасибо, тебе волшебный цветок. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. В шеренгу становись. Направо! Шагом марш!

Под маршевую музыку дети уходят в группу.


Просмотров