Какую спортивную игру придумал джеймс нейсмит. История баскетбола

Джеймс Нейсмит родился 6 ноября 1861 года, в поселке Рэмси, Канада. С детства мальчик увлекался спортом, особенно игровыми видами. Во время учебы в университете Монреаля играл в основном в разновидности футбола: в европейский и канадский. В числе предшественников баскетбола нередко называют распространенную в XIX веке в некоторых странах детскую игру «утка на скале», с которой Джеймс был хорошо знаком. Смысл игры: подбрасывая небольшой камень, играющий должен поразить им вершину другого, более крупного по размеру, камня.

Именно в момент игры в «утку на скале» в голове юного Нейсмита зародилась в общих чертах «концепция баскетбола». Игра окончательно созрела, когда Джеймс стал преподавать анатомию и физкультуру в Международном тренировочном колледже молодежи YMCA в городке Спрингфилд.

Нейсмит заметил, что студентам зимние занятия гимнастикой в зале кажутся однообразными, и решил занять их какой-нибудь новой подвижной игрой на ловкость и координацию, которую можно было бы проводить в закрытом помещении. В разных концах спортивного зала к балкону, опоясывавшему его по периметру, прикрепил две корзины, по-английски «basket», отсюда и название новой игры из-под фруктов. Высота от пола до края балкона оказалась равной 3 м 5 см, отсюда стандарт, который выдерживается по сей день на всех баскетбольных площадках мира. Студентам требовалось попасть мячом в корзину. Так появилась всем известная и популярная спортивная игра: баскетбол. Произошло это 1 декабря 1891 года .

Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся 21 декабря 1891 года . Проходил не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита играли по 9 человек. Тренер просто разделил группу своих студентов поровну. Игра велась футбольным мячом.

Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку, и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры. Джеймс Нейсмит 15 января 1892 года впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В том же году опубликована первая Книга правил игры в баскетбол, содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день.

О потрясающей популярности изобретенной им игры сам за себя говорит тот факт, что уже в 1904 году на Олимпиаде публике продемонстрирована первая показательная игра. Масштабный турнир по баскетболу состоялся во время Олимпиады 1936 года в Берлине, на которой присутствовал сам создатель игры.

Джеймс Нейсмит скончался 28 ноября 1939 года в американском городе Лоуренс, в окружении пятерых детей и множества внуков.

Память о Джеймсе Нейсмите

Премия Корде - Моргана

Зал славы баскетбола, в который попадают игроки, команды, тренеры и функционеры, совершившие вклад в развитие баскетбола, носит имя Джеймса Нэйсмита.

Джеймс Нейсмит
James Naismith
Дата рождения 6 ноября (1861-11-06 )
Место рождения
  • Almonte [d] , Миссисипи-Миллс , Lanark County [d] , Онтарио , Канада
Дата смерти 28 ноября (1939-11-28 ) (78 лет)
Место смерти
  • Лоуренс , Канзас , США
Страна
Род деятельности изобретатель , баскетбольный тренер , писатель , клирик , врач
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США . В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале.

Образование

Нейсмит родился в 1861 году в посёлке Рэмси (англ. Ramsay Township , позднее вошедшем в состав г. Олмонт (Онтарио) , ныне Миссисипи-Миллс). В 1883 году окончил среднюю школу города Олмонт (англ. Almonte High School ).

Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891 года. Проходил он не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита было по 9 человек (доктор просто разделил группу своих студентов поровну), а играли они футбольным мячом .

Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку , и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры.

15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В 1892 была опубликована первая Книга правил игры в баскетбол , содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день. Хотя кое в чем «правила Нейсмита» отличаются от современных.

  • Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч из той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.
  • Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
  • В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока - то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
  • Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
  • Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для её противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
  • Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
  • Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен на поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
  • Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
  • Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
  • Как был создан БАСКЕТБОЛ!

    Доктор
    Джеймс Найсмит

    Доктор Джеймс Найсмит известен во всем мире, как изобретатель баскетбола. Он родился в 1861 году в Рэмсэй (Ramsay) городке, близ Элмонта (Almonte), штат Онтарио, Канада…

    Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.

    Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

    Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.

    Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

    И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

    Первая Игра

    Первая игра была сыграна футбольным мячом, а вместо колец, к перилам балкона, по обе стороны спортивного зала, Найсмит прикрепил две простые корзины, и в довершение всего, вывесил на доске объявлений список тринадцати правил, которые должны были управлять этой новой игрой…

    Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

    А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в “преступлении”…

    “Я взял их” - сказал Мэйхон своему учителю.

    “Я знал, что эта игра будет иметь большой успех и я взял их как сувенир. Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

    Первые Правила Баскетбола

    Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол.

    Вот они:

    Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.

    По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.

    Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.

    Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

    В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.

    Удар по мячу кулаком – нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

    Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).

    Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.

    Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

    Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.

    Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.

    Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

    Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени, является победителем.

    122 года назад, 15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола.
    Баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, дата и место возникновение которого доподлинно известны. Об этом знаменательном событии написан не один десяток книг, часто с вымышленными подробностями повествующих о первых шагах этого будущего пристрастия миллионов. И тем не менее, имеет смысл хотя бы схематично обозначить основные моменты становления и развития баскетбола, искусственно изобразительной игры, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным.

    Концепция баскетбола у него зародилась, еще в школьные годы, во время игры в “duck-on-a-rock”…
    Смысл этой популярной, в то время, игры заключался в следующем: подбрасывая один, не большой камень, необходимо было поразить им вершину другого камня, большего по размеру.

    Уже, будучи преподавателем физкультуры, профессором колледжа в Спрингфелде, Джеймс Найсмит столкнулся с проблемой создания игры для зимы штата Массачусетс, периода между соревнованиями по бейсболу и футболу.
    Найсмит полагал, что в связи с погодой этого времени года, лучшим решением будет изобрести игру для закрытых помещений.

    Найсмит хотел создать подвижную игру для студентов Школы Христианских Рабочих, которая предполагала бы не только использование исключительно силы.
    Он нуждался в игре, которую можно было бы проводить в закрытом помещении в относительно малом пространстве.

    И вот, в декабре 1891 года, Джеймс Найсмит представил своему гимнастическому классу в Спрингфилде (YMCA) свое безымянное изобретение.

    Первая Игра

    Первая игра была сыграна футбольным мячом,
    а вместо колец, к перилам балкона, по обе стороны спортивного зала, Найсмит прикрепил две простые корзины,
    и в довершение всего, вывесил на доске объявлений список тринадцати правил, которые должны были управлять этой новой игрой…
    Но вскоре, после первой игры, листок с правилами пропал…

    А, несколько дней спустя, один из студентов Найсмита, Франк Мэйхон (Frank Mahon), сознался в “преступлении”…

    “Я взял их” - сказал Мэйхон своему учителю.
    “Я знал, что эта игра будет иметь большой успех и я взял их как сувенир.
    Но сейчас я думаю, они должны принадлежать Вам…”

    Меньше чем за час, Джеймс Найсмит, сидя за столом в своем офисе в YMCA сформулировал тринадцать правил игры в баскетбол . Вот они:

    1) Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками

    2) По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком

    3) Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен отдать пас или бросить мяч в корзину с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на хорошей скорости.

    4) Мяч должен удерживаться одной или двумя руками. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.

    5) В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком, должно фиксироваться как фол (грязная игра); второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч и если имелось очевидное намерение травмировать игрока, на всю игру. Никакая замена не позволяется.

    6) Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.

    7) Если одна из сторон совершает три фола подряд, они должны фиксироваться как гол, для противников (это значит, что за это время противники не должны совершить ни одного фола).

    8) Гол засчитывается, - если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остается там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края, и противники перемещают корзину, то засчитываться гол.

    9) Если мяч уходит в аут (за пределы площадки), то он должен быть выброшен в поле и первым коснувшимся его игроком. В случае спора выбросить мяч в поле, должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдается противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.

    10) Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери, о трех, совершенных подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно Правилу 5.

    11) Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также контролировать время. Он должен определять поражение цели, вести запись забитых мячей, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняются рефери.

    12) Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в пять минут между ними.

    13) Сторона, забросившая больше мячей в этот период времени является победителем.


    Первый баскетбольный зал, колледж молодежи YMCA Спрингфилд,
    Массачусетс. Корзина для персиков прикреплена к балкону

    С течением времени баскетбол изменялся…

    По началу это была игра терпения и стратегии…
    Большинство первых игр имели счет, который никогда не превышал 15 или 20 очков.

    Найсмит внимательно следил за развитием спорта, представленным во многих нациях движением YMCA, уже 1893 году.
    Впервые на Олимпийских играх баскетбол был представлен в Берлине в 1936 году.
    На пике развития игры, Найсмит был принят в Зал Баскетбольной Славы, несмотря на то, что он уже был назван в его честь.

    Баскетбол, начиная с Джеймса Найсмита, прошел длинный путь.
    И сегодня является одним из наиболее популярных спортивных состязаний в мире, чего не было бы возможно без Доктора Джеймса Найсмита, основателя этой великолепной игры.

    , Канзас , США

    Нейсмит работал преподавателем физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы в США . В поисках увеличения физических нагрузок студентов в зимнее время он придумал подобную игру с мячом в зале.

    Образование

    Нейсмит родился в 1861 году в посёлке Рэмси (англ. Ramsay Township , позднее вошедшем в состав г. Олмонт (Онтарио) , ныне Миссисипи-Миллс). В 1883 году окончил среднюю школу города Олмонт (англ. Almonte High School ).

    Первый официально зарегистрированный баскетбольный матч состоялся в декабре 1891 года . Проходил он не совсем привычно для нас. Так, в командах Нейсмита было по 9 человек (доктор просто разделил группу своих студентов поровну), а играли они футбольным мячом .

    Весть о новой спортивной игре облетела всю Америку , и вскоре в колледж, где преподавал Нейсмит, стало приходить множество писем, авторы которых просили прислать им правила игры.

    15 января 1892 года Джеймс Нейсмит впервые опубликовал правила баскетбола в газете «Треугольник», издававшейся в колледже «Спрингфилда». В была опубликована первая Книга правил игры в баскетбол , содержавшая 13 пунктов, многие из которых действуют по сей день. Хотя кое в чем «правила Нейсмита» отличаются от современных.

    Личная жизнь

    Нэйсмит женился в 1894 году на Мод Шерман. У них было пятеро детей. Нэйсмит получил высшее медицинское образование.

    13 правил баскетбола (сформулированные Джеймсом Нэйсмитом)

    1. Мяч может быть брошен в любом направлении одной или двумя руками.
    2. По мячу можно бить одной или двумя руками в любом направлении, но ни в коем случае кулаком.
    3. Игрок не может бегать с мячом. Игрок должен бросить мяч с той точки, в которой он его поймал, исключение делается для игрока бегущего на большой скорости.
    4. Мяч нужно держать кистями. Нельзя использовать для удержания мяча предплечья и тело.
    5. В любом случае не допускаются удары, захваты, удержание и толкание противника. Первое нарушение этого правила любым игроком должно фиксироваться как фол; второй фол дисквалифицирует его, пока не будет забит следующий мяч, и если имелось очевидное намерение травмировать игрока - то дисквалификация на всю игру. При этом не позволяется заменять дисквалифицированного игрока.
    6. Удар по мячу кулаком - нарушение пунктов правил 2 и 4, наказание описано в пункте 5.
    7. Если любая из сторон совершает три фола подряд, то фиксируется гол для её противника (это значит, что за это время противник не должен совершить ни одного фола).
    8. Гол засчитывается, если брошенный или отскочивший от пола мяч попадает в корзину и остаётся там. Защищающимся игрокам не позволяется касаться мяча или корзины в момент броска. Если мяч касается края и противники перемещают корзину, то засчитывается гол.
    9. Если мяч уходит за пределы площадки, то он должен быть вброшен в поле первым коснувшимся его игроком. В случае спора вбросить мяч в поле должен судья. Вбрасывающему игроку позволяется удерживать мяч пять секунд. Если он удерживает его дольше, то мяч отдаётся противнику. Если любая из сторон пытается затягивать время, судья должен дать им фол.
    10. Судья должен следить за действиями игроков и за фолами, а также уведомлять рефери о трёх совершённых подряд фолах. Он наделяется властью дисквалифицировать игроков согласно правилу 5.
    11. Рефери должен следить за мячом и определять, когда мяч находится в игре (в пределах площадки) и когда уходит в аут (за пределы площадки), какая из сторон должна владеть мячом, а также выполнять любые другие действия, которые обычно выполняют рефери.
    12. Игра состоит из двух половин по 15 минут каждая с перерывом в 5 минут между ними.
    13. Сторона, забросившая больше мячей за этот период времени, является победителем.

    Напишите отзыв о статье "Нейсмит, Джеймс"

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Нейсмит, Джеймс

    – Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
    Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

    Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
    – Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
    – Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
    – Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
    Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
    – Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
    Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
    – Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
    – Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
    Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
    – Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
    Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
    – Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
    Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
    – Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
    – Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
    – Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
    – Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
    – Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
    – Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
    – Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
    – Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
    – О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
    – Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
    – Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
    Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
    Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
    – Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
    – Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
    Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
    – Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

    Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.

    Просмотров