Лфк при бронхиальной астме. ЛФК

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Что представляет собой бронхиальная астма

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в .

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Задачи ЛФК при астме

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема , за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Показания и противопоказания

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Обратите внимание!

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

ЛФК при бронхиальной астме у детей

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Это интересно!

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Полезное видео — ЛФК при бронхиальной астме для детей

Методы ЛФК при бронхиальной астме

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физические упражнения

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием , который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

Видео — Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Упражнения при обострении болезни

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

Так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой была разработана и сформирована автором в методику несколько десятков лет назад. За это время её результаты удивили многих. Александра Николаевна Стрельникова целью гимнастики видела не только лечение пациентов, но и укрепление здоровья в целом, а также возвращение голоса, если он потерян, его развитие и постановку.

На изображении Стрельникова А.Н .

Охват заболеваний, при которых помогает дыхательная гимнастика, достаточно широк. В 1980 году к методике А.Н. Стрельниковой не раз возвращался модный в то время журнал «Физкультура и спорт», а настоящую известность гимнастика приобрела после двух статей в газете «Труд» в 1981 году. Ниже речь пойдет об основных задачах, принципах работы и упражнениях, которым учила своих пациентов А.Н. Стрельникова и которые нужно регулярно выполнять любому больному, страдающему болезнями дыхательного тракта, для скорейшего его выздоровления.

Практика показывает, что результатов можно достичь достаточно быстро, если гимнастические упражнения для дыхания выполняются пациентом дважды в сутки.
Дыхательная гимнастика оказывает на человеческий организм многонаправленное влияние. Она позитивно действует на процессы метаболизма (обмена веществ), на кровообращение (в том числе в ткани легких), способствует восстановлению нервной регуляции, если по каким-то причинам возникли её нарушения, улучшает дренажную функцию дыхательного тракта (способность бронхов выделять мокроту и вместе с ней вещества, которые не должны попадать в глубокие отделы дыхательного аппарата). Также происходит восстановление носового дыхания, ускоряется восстановление при таких патологических процессах, как абсцессы, пневмония, застойные явления в легких. Кроме того, дыхательная физкультура позволяет укрепить сердечно-легочный аппарат в целом и повысить способности организма к сопротивлению внешним воздействиям, включая повышение психологического тонуса больных.

Все эти, бесспорно, положительные влияния обуславливаются собственно физиологическими особенностями человека. Дело в том, что в основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой лежит резкость и, вместе с тем, глубина вдоха, которые обеспечивают большее в три-четыре раза поступление кислорода в нижние отделы легких и ускорение с усилением газообмена в них.

Кроме того, стрельниковские упражнения задействуют всё тело: голову, конечности (ноги и руки), брюшной пресс, а также тазовый пояс, в связи с чем потребность всего организма в кислороде возрастает синхронно с увеличением его поступления в организм больного, и тканевое дыхание соответственно усиливается. Дыхательная физкультура предполагает, что все движения тела соответствуют конкретным фазам дыхания: вдох, например, производится во время движений, уменьшающих грудную клетку. Параллельно укрепляются мышцы, которые принимают участие в грудных дыхательных движениях. Также достигается тренировка диафрагмы – основной мышцы для дыхания.

Влияние же на воспалительные очаги происходит за счет усиления их вентиляции (ускорение движения воздуха и газообмена в них). Может облегчаться течение даже слипчивых (спаечных) процессов в легких.

В некоторых случаях дыхательная физкультура способна исправить дефекты скелета и связочного аппарата: движения тела при выполнении какого-либо упражнения достаточно активны для этого.

Вводный урок и базовые упражнения

Независимо от того, каким заболеванием дыхательного аппарата страдает человек, чтобы извлечь максимальную пользу из упражнений А.Н. Стрельниковой, направленных на конкретную патологию, нужно сначала научиться основным принципам гимнастики и комплексу базовых упражнений.


Выполняя упражнения, важно учитывать несколько правил:

  1. Думать нужно только о вдохе носом. Он должен быть резким, коротким, шумным. Концентрировать внимание на выдохе не следует. Это сбивает.
  2. Выдох осуществляется самопроизвольно, через рот, пассивно. Удерживать выдох или намеренно стараться усилить его неправильно. Он должен быть бесшумным и легким.
  3. Вдох производится вместе с телодвижениями.
  4. Все вдохи производятся в ритме строевого шага.
  5. Счет на 8. Считать при этом нужно молча, мысленно, а не вслух.
  6. Гимнастикой для дыхания можно заниматься как стоя, так и сидя или даже лежа: это зависит от физического состояния больного на момент занятий.

Начальное упражнение, которому учится пациент, условно именуется «Ладошки»

Выполняется оно так: человек стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки слегка согнуты в локтях, обращены ладонями вперед. Производится 4 быстрых, шумных и коротких вдоха носом. Вместе с каждым вдохом ладони сжимаются в кулаки, а вместе с каждым пассивным выдохом расправляются снова. После этого пауза в течение 4 секунд. Дальше нужно повторять этот цикл, пока не будет произведено 96 вдохов (эти вдохи даже получили название «стрельниковская сотня»). Нужно тщательно следить, чтобы плечи не двигались на вдохе.

Второе упражнение называется «Погончики»

Выполняется так: больной становится прямо, расставляя ноги по ширине плеч, и прижимает руки (сжатые в кулаки) к телу на уровне пояса. С каждым новым вдохом производится толчкообразное движение рук вниз.Вместе с выдохом руки возвращаются на пояс. Производится цикл из 8 дыхательных движений. Затем 4 секунды отдыха, и снова повторить цикл. Всего 12 раз (в общей сумме снова выйдет 96 вдохов).

Третье задание именуется «Насос»

Пациент становится, расставляя ноги по ширине плеч, после чего производится поклон без касания руками земли, сочетающийся с шумным и коротким вдохом (носом, во второй половине движения). Конец вдоха должен совпадать с остановкой движения тела вперед. Затем необходимо немного приподнять тело, после чего снова слегка наклониться и сделать вдох (будто бы пациент накачивает шину, используя ручной насос). Повторять в количестве 12 раз, по 8 вдохов за один цикл (96 вдохов).

Вечером первого дня гимнастики, повторяя изученное, нужно постараться сделать «Ладошки», включая уже по 8 дыхательных движений в цикл (12 циклов соответственно).

Далее каждый день пациент должен присовокуплять к уже имеющимся упражнениям одно новое и выполнять весь (доступный ему на данный момент) комплекс упражнений дважды в день. Нужно стараться при этом в каждом упражнении делать 12 серий по 8 вдохов, сменяющихся 4-секундным отдыхом.

«Сверхбазовый» гимнастический комплекс

Ниже будут описаны основные упражнения, которые разрабатывались А.Н. Стрельниковой. Их больным также следует включать в занятия. Необходимо ежедневно изучать и вводить в собственную программу по одному новому упражнению (в порядке нижеследующего изложения, то есть по мере усложнения).

Упражнение «кошка»

Иными словами приседание с поворотом, выполняется так: больной встает, расставляя ноги по ширине плеч, ступни крепко соприкасаются с полом. Далее производится легкое приседание с разворотом корпуса вбок и резким коротким вдохом (вдыхать носом).

После чего движение повторяется, но уже в другую сторону. Противоположной повороту рукой во время движения тела производится «хватание» воздуха на уровне пояса. (12 раз по 8 вдохов – «стрельниковская сотня»)

Упражнение «Обними плечи»

Нужно выполнять так: больной «бросает» свои руки, обнимая себя ими за плечи, стараясь сделать это очень сильно.

Вместе с каждым новым объятием производится вдох. Положение рук не меняется по ходу выполнения. Противопоказанием к этому упражнению являются болезни сердца и беременность (начиная с шестого месяца). Делать 12 раз по 8 вдохов.

Задание «Большой маятник»

Являет совокупность «Насоса» и «Обними плечи».

Вдох производится вместе с наклоном вперед, а объятия вместе с выдохом и движением тела назад, будто бы откидывания его (вдох «с пола» — выдох «с потолка»). Нужно сделать 8 циклов дыхательных движений 12 раз. Если у пациента имеются проблемы с межпозвонковыми дисками или травма позвоночника, лучше воздержаться от этого сочетанного с физическим усилием дыхательного приема.

Упражнение «Повороты головы»

Нужно поворачивать голову в стороны попеременно, сочетая каждый новый поворот с дыхательным движением. Сделать также 12 раз по 8 циклов дыхательных движений.

Задание «Ушки»

Пациент стоит прямо, а его ноги стоят немного уже, чем по ширине плеч, голова наклоняется то вправо, то влево, будто бы в попытке дотронуться кончиком уха до соответствующего плеча (но суть не том, чтобы дотронуться, поэтому движение может быть и достаточно легким по амплитуде).

Вместе с каждым движением производится вдох. Выполняется 12 раз по 8 дыхательных циклов (96 вдохов в сумме).

«Малый маятник»

Это упражнение состоит в вертикальном движении головы (вверх-вниз).

С каждым новым движением при этом делается вдох. Выполняется 12 раз по 8 дыхательных циклов. Строгими противопоказаниями являются травмы головы, и эпилепсия. Вообще, важно, чтобы больной не совершал слишком резких движений. Они могут вести к тому, что дыхательная физкультура принесет больше вреда, чем пользы.

Упражнение «Шаги»

Наверное, является наиболее сложным. Чтобы его выполнить, необходимо встать на одну ногу, а вторую согнуть в колене на уровне пояса (или живота), одномоментно вытянув носок той же ноги.

Больной слегка приседает на другой ноге и делает вдох, после чего сменяет опорную ногу на вторую и повторяет движение вместе с вдохом. Выполняются «Шаги» 8 раз по 8 дыхательных циклов. Если пациент серьезно болен (болезни сердца, травмы и др.), от лишних испытаний лучше воздержаться.

Применение дыхательных упражнений при бронхиальной астме

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме признана достаточно эффективным способом действовать на организм больного. Наиболее важным это становится во время приступа болезни.

Если больной чувствует приближение приступа бронхиальной астмы, ему следует сесть, уперевшись руками в собственные колени, и попробовать провести самому себе занятие с упражнением «Насос» в этом положении. Слегка кланяясь, вдыхать, после чего немного отклонять туловище кзади, позволяя воздуху выходить через рот без дополнительных усилий. Делать по 2-4 дыхательных цикла, после чего отдыхать (не более 10 секунд). Чередовать гимнастику с отдыхом, пока не наступит явное облегчение. Обычно для этого требуется от 7 до 10 минут.
Если вышеописанный вдох с наклоном вперед не помог облегчить приступ, нужно сильнее наклониться, опустив голову вперед («смотреть в пол»), локтями опершись о колени, спину округлить. Двигаться при этом не нужно. Достаточно просто совершать резкие и короткие вдохи по 2 раза, после чего отдыхать несколько секунд. При этом необходимо следить, чтобы плечи не двигались.

Кроме того, приступ удушья может быть приостановлен с помощью упражнений «Повороты головы» и «Обними плечи», которые выполняются в положении сидя, в количестве 2-4 дыхательных цикла, чередующихся с отдыхом в течение 4 секунд. Длительность выполнения определяется временем, по истечении которого пациент чувствует облегчение.

Дыхательная гимнастика при астме также уменьшает симптомы заболевания в период между его обострениями.

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей

К сожалению, бронхиальная астма среди детей ныне широко распространена.

Для предупреждения приступов удушья у детей, им нередко рекомендуется ЛФК при бронхиальной астме (ЛФК – лечебная физкультура). Но физкультура сама по себе может вызывать у детей симптомы заболевания на фоне чрезмерного физического усилия при выполнении того или иного упражнения. Контролировать последнее для них достаточно сложно.

Более простым в обучении (и не менее эффективным, по сравнению с ЛФК) методом для детей является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Кроме профилактики приступов заболевания и укрепления дыхательной системы в целом, дыхательные упражнения будут способствовать правильному развитию детей, укреплять их устойчивость, как физическую, так и психологическую.

Обучать детей дыхательной гимнастике проще, если выполнять все упражнения вместе с ними.

Любому пациенту крайне важно помнить о том, что, несмотря на все позитивные стороны и успешность результатов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, а также общедоступности любого её упражнения, он ВСЕГДА должен оставаться под наблюдением специалиста. Бывает так, что обойтись одной только дыхательной гимнастикой, не применяя лекарственных препаратов, просто НЕЛЬЗЯ.

Это может быть ОПАСНО для жизни больного. Поэтому фанатичного подхода к упражнениям А.Н. Стрельниковой допускать нельзя. Всё хорошо в меру .

Хроническое нарушение дыхания, сопровождаемое периодическими приступами, требует постоянного контроля со стороны пациента и комплексного лечения, при котором используется как терапия при помощи лекарственных препаратов, так и дыхательная гимнастика при бронхиальной астме.

Фармацевтическая промышленность предлагает большой выбор препаратов, способствующих не только купированию и предупреждению острого состояния, но и ослаблению воспалительного процесса в бронхиальном дереве. Однако все лекарственные средства имеют определенный перечень противопоказаний, поэтому пациенты обращают внимание на ЛФК (лечебную физическую культуру) при бронхиальной астме. Следует помнить, что оптимальный комплекс упражнений может подобрать только лечащий врач.

Правильная техника выполнения простых движений, которые включает лечебная гимнастика при бронхиальной астме, способствует улучшению газообмена в клетках, что приносит пользу даже здоровым людям. Регулярные занятия повышают эластичность стенок кровеносных сосудов, что помогает предупредить инсульт и другие внутренние кровоизлияния.

Кроме того, на организм оказывается следующее действие:
  • нормализуется обмен веществ;
  • наблюдается снижение адгезии холестериновых бляшек к сосудистым стенкам;
  • повышается иммунитет;
  • улучшается работа сердечно - сосудистой системы;
  • показатели кровяного давления приближаются к общепринятым нормам;
  • укрепляется нервная система, пациент избавляется от негативной энергии, происходит освобождение от стресса.

Таким образом, дыхательные упражнения при бронхиальной астме значительно повышают качество жизни.

Кроме общих, существуют и медицинские показания, при которых правильное дыхание показывает положительные результаты:
  • нормализация газообмена улучшает кровообращение в клетках органов дыхательной системы;
  • облегчается эвакуация скопившейся слизи;
  • специальные упражнения улучшают дыхание через нос;
  • укрепляются мышцы грудной клетки;
  • исправляется деформация позвоночника;
  • значительно облегчаются головные боли;
  • нормализуется движение лимфы;
  • предотвращается образование застойных явлений;
  • физические упражнения при астме способствуют растворению фибрина, таким образом, предупреждая образование спаек.

К состояниям, при которых физические упражнения при бронхиальной астме выполнять запрещено, относят сильный сухой или продуктивный кашель, затрудненное дыхание, при котором наблюдается нехватка воздуха, хронические заболевания или воспалительные процессы в острой стадии, обнаружение злокачественных опухолей, травмы позвоночника и т. д.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, следует получить консультацию специалиста, который проанализирует общее состояние больного и даст индивидуальные рекомендации.

Однако существуют правила, обязательные для всех:
  1. Для того чтобы не провоцировать осложнений, вызванных попаданием содержимого носоглотки в бронхи, дышать во время упражнений при бронхиальной астме нужно в основном через рот.
  2. Большие объемы воздуха, поступающие во время глубокого вдоха, раздражают слизистые бронхов, могут стать причиной астматического приступа, поэтому дыхание должно быть поверхностным, спокойным.
  3. Неглубокие вдохи и выдохи помогут справиться с начинающимся приступом. Способность самостоятельно успокаиваться может стать решающей в критической ситуации.
  4. В случае обнаружения мокроты в бронхах комплекс упражнений выполняется между вдохом и выдохом.
  5. Основным правилом, которое необходимо соблюдать для получения результата, является регулярность. Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме должна выполняться дважды в день.
  6. Оптимальным местом для выполнения гимнастики являются открытые площадки. Если погода не располагает к прогулкам, перед проведением физических упражнений помещение следует проветрить.
  7. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения при астме сразу после приема пищи.

Как и другие комплексы физических упражнений, дыхательную гимнастику начинают с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их. Преимуществом такой зарядки является то, что для ее выполнения не нужны специальные приспособления или тренажеры.

Рассмотрим основные упражнения:
  1. Для отхождения мокроты, накопившейся за ночь, и облегчения дыхания утром, не вставая с кровати, выполняют следующее упражнение: согнутые ноги в коленях медленно подтягивают к груди, при этом делая глубокий выдох ртом. Первые 10 дней упражнение делают 10 - 15 раз, постепенно увеличивая их количество.
  2. Следующее упражнение выполняют в положении стоя, руки на талии. Глубоко вдыхают носом, при этом максимально надувая живот. Резкий выдох осуществляют также через нос, при этом живот втягивают внутрь. Максимальное количество повторов для астматиков - не более 10, так как у некоторых пациентов наблюдалось сильное головокружение.
  3. Принцип «поочередного дыхания» состоит в следующем - правую ноздрю закрывают рукой, через левую делают вдох, затем выдыхают через правую. Так, меняя местами, делают несколько раз.
  4. Дыхательная гимнастика при астме предусматривает и глубокую вентиляцию легких. Для этого необходимо присесть на стул, положить руки на колени. На вдохе руки широко разводят в стороны, на выдохе соединяют на левом колене, подтягивая его к груди. Упражнение повторяют, подтягивая правое колено. В случае бронхиальной астмы с осложнениями такие подтягивания делают не более 10 раз.
  5. При бронхиальной астме у детей эффективным будет упражнение, которое повышает механические свойства дыхательных путей, улучшая газообмен. В его основе лежит преодоление сопротивления жидкости. Малышам будет интересно вдохнуть воздух и медленно выдохнуть его через трубочку, опущенную в емкость с водой. При этом большое значение играет постепенное увеличение временного отрезка, в течение которого производится выдох.

Изначально разработанная для профессиональных певцов, дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме на протяжении многих лет успешно используется пациентами всего мира.

Основными достоинствами является возможность выполнения физических упражнений в любых условиях и вырабатываемая способность самостоятельно купировать астматический приступ, что особенно важно в ситуациях, когда невозможно позвать на помощь.

Упражнения, выполняемые на свежем воздухе, задействуют все части тела, поэтому могут остановить не только приступ, сопровождаемый удушьем, но и помогают при болях в области сердца или печеночных коликах.

В основе системы по Стрельниковой лежит следующий принцип:
  • вдох должен быть резким, глубоким и сильным, при этом ноздри должны расширяться, во время тренировки необходимо совершать 3 вдоха за 2 секунды;
  • выдох осуществляется через рот, на нем внимание не концентрируется, поскольку гимнастика Стрельниковой при астме предполагает самостоятельное выведение лишнего воздуха из организма;
  • на занятиях дыхательной гимнастикой положение тела таково, что грудная клетка находится во время вдоха в сжатом состоянии.
Специалисты выделяют следующие преимущества системы по Стрельниковой:
  • ограниченный список противопоказаний;
  • совместимость с привычными упражнениями, такими как бег или плавание;
  • гимнастические упражнения могут проводиться параллельно с медикаментозным лечением бронхиальной астмы;
  • активные движения восстанавливают энергетический баланс, что помогает по окончании тренировки почувствовать себя увереннее;
  • физическая культура по Стрельниковой для детей уменьшает вероятность заболевания ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекции) в несколько раз.

При диагнозе бронхиальная астма дыхательная гимнастика начинается с выполнения только трех упражнений из комплекса. Ежедневно добавляют по одному упражнению, постепенно доводя до 11.

При поддержании необходимого темпа комплекс от астмы занимает всего 8 минут, выполняется дважды в день.

При лечении бронхиальной астмы упражнения включают не только физкультуру, но и обучение правильному дыханию. Специалисты акцентируют внимание на том, что произносимые пациентом звуки при правильном вдохе и выдохе создают определенные вибрации, которые, опускаясь в грудную клетку, расслабляют дыхательные пути.

При этом важно не только сосредоточить внимание на дыхании, но и знать, какие звуки с какой громкостью произносить. Звуковая гимнастика направлена на различные цели, поэтому проводить ее следует на специальных занятиях под руководством специалиста. Особенно большое значение это имеет в процессе лечения ребенка. Например, вылечить хронический бронхит поможет тихое произношение шипящих, рычащих и других характерных звуков.

Основные правила:
  • звуковая гимнастика предполагает начинать и заканчивать каждое из упражнений звуком «ппф», который произносят через сложенные трубочкой губы;
  • еще одним упражнением, обязательно входящим в ежедневную тренировку, является «закрытый стон» - звук «ммм», выполняемый в положении сидя, руки лежат на коленях;
  • во время упражнения вдох происходит на протяжении 2 секунд, затем пауза, которая длится 1 секунду, и непосредственно звук на выдохе;
  • начинают гимнастику с произношения звука в течение 5 секунд, в дальнейшем длительность звучания увеличивают до 30 секунд.

На подготовительном этапе произносятся гласные, такие как «о», «у», «е», «и». Первый этап допускает произношение звуков «д», «с», «з». Во втором периоде добавляют шипящие звуки. Заключительным является произношение слогов «бах» или «бац». Необходимо помнить, что звуковая гимнастика выполняется в расслабленном положении, напрягать тело не рекомендуется. Звуки произносят в индивидуальной последовательности, определенной специалистом, до 6 раз в день.

При диагнозе бронхиальная астма ЛФК назначают только в период между приступами. Несложные физические упражнения можно выполнять вместе с детьми, поскольку при этом повышается работоспособность, восстанавливается энергетический баланс, происходит избавление от негативной энергии. Правильное выполнение гимнастики помогает улучшить вентиляцию легких, оптимизировать газообмен, укрепляет мышцы грудной клетки, расслабляет дыхательные пути, благодаря чему мокрота отходит легче. Комплекс упражнений включает не только общеукрепляющую физическую активность, но и основы правильного дыхания, звуковую гимнастику.

Самостоятельным лечением использование ЛФК считать нельзя.

Однако дыхательная гимнастика является составляющей комплексного лечения, является эффективным профилактическим средством, помогает предупредить астматический приступ.

Пройдите бесплатный онлайн-тест на астму

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 11 заданий окончено

Информация

Данный тест поможет вам определить, есть ли у вас астма.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

  • Поздравляем! Вы полностью здоровы!

    Сейчас с вашим здоровьем все в порядке. Не забывайте так же хорошо следить и заботиться о своем организме, и никакие болезни вам будут не страшны.

  • Пора бы уже задуматься, о том что вы что то делаете не так.

    Симптомы которые вас беспокоят указывают на то, что в вашем случае очень скоро может начаться развитие астмы, или же это уже начальная ее стадия. Мы рекомендуем вам обратиться к специалисту и пройти медицинское обследование во избежание возникновения осложнений и вылечить болезнь на чальной стадии. Так же рекомендуем ознакомиться со статьей о том .

  • Вы больны воспалением легких!

    В вашем случае наблюдаются яркие симптомы астмы! Вам необходимо срочно обраться к квалифицированному специалисту, только врач сможет поставить точный диагноз и назначить лечение. Так же рекомендуем ознакомиться со статьей о том .

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 11

    1 .

    Беспокоит ли вас сильный и мучительный кашель?

  2. Задание 2 из 11

    2 .

    Возникает ли у вас кашель когда вы находитесь на холодном воздухе?

  3. Задание 3 из 11

    3 .

    Беспокоит ли вас отдышка при которой становится сложно выдыхать и сковывается дыхание?

  4. Задание 4 из 11

    4 .

    Замечали ли вы за собой свистящие хрипы во время дыхания?

  5. Задание 5 из 11

    5 .

    Возникают ли у Вас приступы удушья?

  6. Задание 6 из 11

    6 .

    Часто ли вас беспокоит непродуктивный кашель?

Просмотров