Психофизиологические коррекционные упражнения. Кинезиология

Кинезиология – это особая система, изучающая вопросы взаимосвязи тела и ума. Выполняя специальные упражнения, специалистам удается «вытянуть» из детей потенции, которые до сих пор были заключены в теле.

Регулярная практика по данной системе позволяет оптимизировать деятельность не только тела, но и мозга.

Что представляет собой кинезиология?

Кинезиология для маленьких детей используется для улучшения познавательного процесса детьми дошкольного и школьного возраста. Еще в 60-х годах прошлого века методика перекрестного движения позволяла организовать взаимосвязь между мозгом и телом школьников с определенными нейрофизиологическими отклонениями.

Группа упражнений, разработанная Полом и Гейл Деннисом в 90-х годах, посвящена природному развитию человека и активации некоторых механизмов деятельности мозга посредством совершения определенных движений. Практикуя кинезиологические упражнения, американский психолог понял, что в самих движениях заложен огромный потенциал.

Ведь через них удается повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка.

«Гимнастика мозга», созданная для устранения проблем с вестибулярным аппаратом у детей, использует два основных вида движений:

  1. Пересекающие вертикальную среднюю линию всего тела. Благодаря им удается достаточно быстро интегрировать мысль и движение тела;
  2. Движения одностороннего типа, которые способствуют «разъединению движений с мыслями.

Кинезиологический метод развития детей использует два основных механизма, которые являются «китами» познавательной деятельности мозга. Движения, нацеленные на разъединение мыслей с движениями, необходимы на первых этапах занятий, поскольку они формируют учебный навык. На практическом этапе задействуется уже механизм автоматизации навыков, который «тренируется» упражнениями интеграции движений и мыслей.

Особенности проведения гимнастики с дошкольниками

Образовательная кинезиология позволяет сформировать «здоровый фундамент» ментального и физического здоровья дошкольника. В возрасте до 7-8 лет каждый человек проходит очень важный отрезок пути, на котором происходит развитие двигательной и речевой активности.

Уровнем развития природных потребностей дошкольника в движении определяется степень развития:

  • Памяти;
  • Мыслительного процесса;
  • Восприятия;
  • Навыков системы моторики.

Чтобы пополнить багаж двигательных навыков малыша, необходимо выполнять упражнения кинезиологии для развития мозга для детей. Сберегающая здоровье технология устранит имеющиеся отклонения в развитии и позволит предупредить новые.

Основные цели «гимнастики мозга»

Чтобы достичь хороших результатов, важно правильно выполнять кинезиологические комплексы. Желательно, чтобы перед обучением малышей педагог в совершенстве освоил принцип специфических движений тела.

Для чего можно использовать подобную методику?


  1. Гармоничного развития взаимодействий и связей между полушариями мозга;
  2. Синхронизации деятельности правого и левого полушарий;
  3. Лучшего развития восприятия и памяти;
  4. Устранения проблем с концентрацией внимания и мышлением;
  5. Ликвидации дислексии и нарушений в работе вестибулярного аппарата;
  6. Развития речи и позитивного мышления;
  7. Повышения стрессоустойчивости и раскрытия творческого потенциала.

Очевидно, что практические занятия позволяют справиться с адаптационными проблемами у малышей дошкольного и школьного возраста.

Кинезиология и логопедия

Благодаря специальным упражнениям, молодой организм учится правильно координировать работу левого и правого полушарий мозга. Таким образом, существенно улучшается взаимодействие интеллекта малыша с телом. Данный принцип позволяет использовать кинезиологию в детской логопедии.

Методика контролирует не только определенные действия посредством влияния на вестибулярный аппарат, но и речь. Комплекс упражнений, разработанный для малышей с проблемами речи, нацелен на правильную постановку нарушенных звуков и доведении их до автоматизма. Чтобы добиться положительных результатов, нужен самоконтроль, а ведь именно этого и не хватает очень многим школьникам.

Какие виды упражнений используют педагоги?

Чаще всего в уроках по нейрокинезиологии для детей можно встретить следующие упражнения, направленные на улучшение дикции:


  • Колечко. Необходимо в быстром темпе соединить большой палец с указательным, а затем с другими пальчиками по порядку. На обратном пути ребенок должен свести вместе сначала большой палец с мизинцем и осуществить процедуру уже в противоположном порядке. После усвоения алгоритма, упражнение выполняют на двух руках одновременно;
  • Лезгинка. Нужно развернуть правую руку к себе так, чтобы все пальцы, кроме большого, были сжаты в кулачок. При этом ладошка левой руки должна располагаться перпендикулярно ребру правой ладошки. Указательный палец левой руки уприте в противолежащую ладонь в области мизинца. Повторите такую же позицию, но со сменой рук, а затем вернитесь в исходное положение. Проделайте упражнение не менее 8 раз;
  • Зеркальное рисование. Дайте малышу лист бумаги и попросите его нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, ромб, квадрат) двумя руками сразу. По такому же принципу можно рисовать буквы алфавита, цифры или изображать предметы.

Кинезиология, как метод улучшения развития речи, использует принцип межполушарного взаимодействия. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения. Таким образом, для школьников создаются условия бессознательного доведения только что приобретенных навыков до автоматизма.

Упражнения для разностороннего развития детей

Чтобы гармонизировать работу мозга у детей дошкольного и школьного возраста, в первую очередь, нужно научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями и дезадаптацией в образовательном процессе.

В кинезиологии для развития школьников разработан специальный комплекс упражнений, который нацелен на преодоление всех перечисленных проблем:


  1. Рубим капусту. Расслабив кисти рук, постучите по столу сначала правой, а затем левой рукой, имитируя нарезку капусты;
  2. Столбики. Дайте ребенку пластилин и попросите его раскатать каждым из пальцев левой и правой руки на вертикальной доске;
  3. Домик. Соедините концы пальцев левой и правой руки, после чего сожмите их с небольшим усилием. «Проработайте» по отдельности каждую пару пальцев;
  4. Маятник. Расслабившись, посмотрите сначала в правый, а затем в левый угол комнаты. Проделайте данную процедуру несколько раз подряд;
  5. Жонглер. Возьмите карандаш и начните его поочередно перемещать между указательным, средним и большим пальцами левой и правой руки.

Упражнения кинезиологии для развития детей направлено на улучшение взаимосвязей между полушариями мозга.

Формирование и развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга. Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов - это кинезиология.

Чем занимается кинезиология?

Нам всем известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии. Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что развивается головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.

Классификация упражнений этой науки

Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнять. Какие бывают виды развивающих действий, на что они направлены?

  1. В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.
  2. Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма.
  3. Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Они помогают снять у детей а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
  4. После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц, и ребенок расслабляется.

Польза упорядоченного дыхания для мозга детей

Дыхание важно не только с точки зрения физиологии. Помимо предоставления кислорода каждой клеточке детского организма, оно также помогает развить произвольность действий и самоконтроль у ребенка. Дыхательные кинезиологические упражнения для школьников не трудные, но очень полезные.

"Задуть свечу"

Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.

"Качание головой"

Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать.

"Дыхание носом"

Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.

"Пловец"

Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца.

Движение глазами и частями тела в кинезиологии

Ребенок с помощью этого комплекса упражнений может расширить поле зрения, улучшить процесс мышления, запоминания и речевого развития. Кинезиологические упражнения для детей в целом способствуют активизации обучения, в этом не последнее место занимают синхронизированные движения глаз и языка.

"Глаза и язык"

Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениями, в том числе и диагоналям.

Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.

"Восьмерка"

Нужно взять в правую руку ручку или карандаш и нарисовать на листе бумаги горизонтальную восьмерку. То же самое проделать и левой рукой. После этого попытаться нарисовать рисунок двумя руками сразу.

"Шагание"

На фоне ритмичной музыки, выполнить следующие действия: шагать на месте с сопровождением каждого шага взмахом руки. Например, когда шаг делает левая нога, взмахивает и левая рука, с правой точно так же.

"Работа кисти рук"

Не все кинезиологические упражнения для дошкольников легкие. Некоторые задания дети не могут выполнить, поэтому работа с кистями рук приходит на помощь воспитателям, логопедам и психологам. К тому же, такие действия развивают мелкую моторику рук, значит, и больше образовывается нервных связей между разными отделами мозга.

Упражнение заключается в том, что ребенок должен положить на стол кулак, потом поставить ладонь ребром, затем положить ладонь на поверхность. Задание отрабатывается руками поочередно, потом одновременно.

"Лягушка"

Ладошки на столе выполняют движения: правая лежит (вниз ладонью), левая сжата в кулак, затем наоборот. При каждой смене положения рук язык движется вправо, влево.

Тонус и релаксация

Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально и физически, существуют специальные упражнения.

Нормализация тонуса: "Яблоки в саду"

Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

Кинезиологические упражнения для расслабления: "Кулачки"

Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз).

"Лед и огонь"

Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лед!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

Польза, которую приносят кинезиологические упражнения

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Психологи утверждают, что движения человека и его жесты могут рассказать о нем больше чем слова. На язык тела влияют эмоции, физическое самочувствие и настроение. Наука, изучающая позы человека, жестикуляцию и различные движения мышц, называется кинезиология. Существует и такая дисциплина, как прикладная кинезиология. Ее изучают на факультетах физической культуры, в медицинских и педагогических вузах. Наука о движении тесно связана с такими направлениями, как нейропсихология, психология, акупунктура, остеопатия.

Принципы работы кинезиологии

При каждом расстройстве организм подает сигналы в виде определенных проявлений: боль, прыщи, аллергия, нарушение мышечного тонуса. Врач-кинезиолог по состоянию мышечного тонуса, по движениям человека определяет симптомы заболевания и ставит диагноз, для этого проводится тестирование мышечной системы, выявляющее дисбаланс, приведший к первым проявлениям заболевания. Выявленное нарушение баланса восстанавливается с помощью специальных методик. Организм человека способен к самоизлечению, так утверждают специалисты, и в большинстве случаев медикаментозная терапия не требуется, на помощь приходит кинезиология. Упражнения, предлагаемые в этом направлении, уникальны по своему целительному воздействию на организм человека и подходят практически всем, их способен освоить даже дошкольник.

Кинезиология - детям

Специалисты утверждают, что определенными движениями прокладывается путь к развитию головного мозга, состоящего из двух полушарий, взаимодействующих между собой. Гармоничное развитие правой и левой частей мозга способствует высокому уровню интеллекта. И тут тоже приходит на помощь кинезиология. Упражнения для дошкольников способствуют умственному развитию детей и раскрытию их талантов и способностей.

Специальная система упражнений для рук и пальцев учитывает функциональные особенности работы полушарий (левое - логическое, знаковое, правое - гуманитарное, образное).

Педагоги, практикующие в своей работе упражнения по кинезиологии, должны помнить, что коррекционная работа направляется от движений рук к развитию мышления. Кроме пальчиковых игр, педагоги применяют двигательные и растяжки мышц. При интенсивной нагрузке совершенствуется нервная система, развивается интеллект и когнитивные способности. Об этом говорит кинезиология. Упражнения для дошкольников требуют от педагогов знания всех приемов и умения в точности донести их до сознания детей, так как максимально правильное выполнение упражнений способствует интенсивным изменениям в организме человека.

Кинезиология. Упражнения для детей, несколько основных нюансов выполнения

  • При проведении обычной обучающей программы она может прерываться комплексом тогда как творческие моменты желательно не прерывать. Если планируется занятие, включающее интенсивную умственную нагрузку или образное мышление, двигательные упражнения проводятся перед уроком.
  • Стоит помнить, что кинезиология не всегда дает мгновенный эффект, иногда изменения происходят постепенно, совершенствуется речь, движения, повышается умственная активность.
  • Основные блоки коррекционной программы направлены на энергетическое воздействие, прием и переработку информации, а также на регулятивную деятельность. Проработка каждого блока требует отдельных приемов и методов воздействия.

Кинезиология. Несколько упражнений, активизирующих работу мозга

Основные приемы, включающие мозговую активность, специалисты рекомендуют не только детям, но и взрослым. На помощь снова приходит кинезиология. Упражнения для мозга повышают не только интеллект, но и пробуждают скрытые способности человека.

Система занятий для возбуждения умственной активности была разработана доктором Деннисоном - ученым, в течение двадцати лет работающим с неуспевающими учениками в группе интенсивного обучения «Долина», в штате Калифорния. Разработанные им движения помогали каждому ученику, независимо от его умственного развития.

Комплекс упражнений по образовательной кинезиологии прост и практичен. Упражнения, устраняющие мозговую асимметрию, можно выполнять в любом месте.

Комплекс занятий делится на три группы:

  • Упражнения, повышающие тонус коры головного мозга: дыхательные, акупунктура, массаж.
  • Движения, улучшающие прием и обработку информации: перекрестные движения руками и ногами.
  • Упражнения, влияющие на регуляцию и контроль: различные позы и движения.

Занятия для включения мозга

Упражнения первого комплекса включают в себя ритмирование и активирование кнопок мозга.

Ритмирование и включение мозговой активности состоит из комплекса упражнений, позволяющих приобрести ясность мысли, концентрированность, активность и позитивность мышления. Подготовительная зарядка выполняется в начале занятий, после перерыва на обед или после длительной перемены. Перед упражнениями специалисты рекомендуют выпить сок, воду или чай, так как жидкость способствует включению активной мыслительной деятельности. После ритмирования начинается процесс работы с «кнопками мозга».

Эффективный мини-комплекс

Упражнение 1

Положив руку на живот, другой рукой стимулируем точку, находящуюся в районе межреберья, под ключицами. Чувствуем руками мышцы живота, поддерживающие равновесие в теле. Гармонично функционирующий подготавливает мозг к восприятию и переработке информации. Стимуляция мышц под ключицами активизирует работу сонных артерий, таким образом, мозг насыщается кислородом. Упражнение позволяет полностью сконцентрировать внимание на занятиях интеллектуальной деятельностью.

Упражнение 2

Перекрестная ходьба на месте, активизирующая работу левого и При ходьбе на месте касаемся правым локтем левого колена, а левым локтем правого колена, при этом активизируется нервная система мозолистого тела головного мозга, повышается уровень логического мышления, за счет появления новых нервных путей, связывающих полушария. Упражнение делается очень медленно, так как требует включения моторной координации и обычно незадействованных мелких мышц.

Кинезиология для желающих похудеть

С какими проблемами еще может справиться кинезиология? Упражнения из оздоровительного комплекса разработаны для людей, работающих над уменьшением веса тела. Проблема лишнего веса - это то, что всегда волнует женщин и снижает качество их жизни. Помочь в данном случае может кинезиология, позволяют решить эту проблему и сделать каждую женщину привлекательной. Специалисты считают, что проблема лишнего веса создается психоэмоциональным фоном, нарушающим баланс в организме. Упражнения этого комплекса позволяют снять стресс, депрессию, выработать положительный взгляд на мир.

Худеем правильно

Жим штанги или гантелей над головой, стоя. Это наиболее эффективный вариант для перехода жировых складок в мышечную ткань.

Исходное положение: груз располагается на уровне груди, затем поднимается над головой на совершенно прямых руках. Напряжение должно ощущаться в районе плеч, груди и трицепсов. Упражнение проводится в четыре подхода, каждый подход по восемь или десять жимов.

Задние выпады с грузом в положении стоя. Упражнение хорошо сгоняет лишние килограммы, ускоряя процессы метаболизма в организме. Эти движения выполнять непросто, нужно удерживать равновесие на выпадах, не поворачиваясь, не наклоняясь, не касаясь пола коленом. Упражнение повторяется в три подхода, каждый включает до пятнадцати повторений.

Прикладная кинезиология

Основной принцип этого научного направления: движение - это жизнь, останавливается движение - останавливается жизнь. Что такое прикладная кинезиология? Кинезиология (упражнения некоторых комплексов приведены выше) помогает восстановить энергетический баланс в организме, устраняя причины заболевания.

Кинезиология делит биологические движения на ментальные, энергоинформационные и химические, переходящие из одного в другое и связанные с внутренними органами, нервами, суставами и эмоциональным состоянием человека. Опираясь на специфические движения мышц, их тонус и растяжимость, доктор определяет нарушения в работе организма и проводит лечение, назначая определенные упражнения, диету, акупунктуру и лечение травами, что способствует восстановлению энергетического равновесия в организме.

Тестирование в кинезиологии

Методики прикладной кинезиологии не слишком сложны, их можно изучить и использовать в любое удобное время. Например, собственный детектор лжи. Произнеся вслух: «Мой ответ "да"», - нужно соединить в кольцо первый и второй палец на левой руке, запомнив силу соединения пальцев. Затем, нужно попробовать разъединить кольцо. После этого пробуем силу «Нет». Сила сжатия расскажет о силе желания. Любое мышечное напряжение станет личным детектором лжи, если на него обращать внимание. Пробуя пищу, можно по реакции мышечной системы определить, насколько организм воспринимает эту пищу, и как в дальнейшем она скажется на состоянии всех органов и систем. Мышцы напряжены, не стоит эксперементировать, лучше съесть что-нибудь привычное. Так же тестируется косметика. Наносим крем на лицо или на руки и прислушиваемся к реакции организма, мышцы на лице напрягаются или расслаблены, при излишнем напряжении новую косметику лучше отложить и воспользоваться уже испробованным вариантом. Таким образом, прислушиваясь к своим ощущениям, можно сделать свою жизнь более гармоничной и избавить себя от многих неприятностей.

Тело ответит на любой вопрос. Стоит прислушаться и уже не ошибешься.

Впервые услышав специфический термин, многие задаются вопросом, кинезиология - что это такое? Наука кинезиология изучает состояние мышц с целью определения зон, вызывающих дисбаланс физической, эмоциональной или энергетической сферы человеческого организма.

Методика лечения пациента, в основе которой лежит применение тестирования мышечного тонуса называется прикладной кинезиологией. Такая диагностика и последующее лечение рассчитано на устранение дисбаланса в организме немедикаментозным способом. Главный инструмент кинезиологического лечения – мануальный мускульный тест.

Главные постулаты прикладной кинезиологии:

  1. Подход к диагностике заболевания целостный и включает все составляющие здоровья пациента.
  2. Слабость мышц в конкретных зонах указывает на патологию или дисбаланс.
  3. Каждая структура, процесс и химическое вещество в организме ассоциируется с группой мышц.
  4. При некоторых заболеваниях сильные суставы слабеют.
  5. Для выявления причин дисбаланса используются специальные диагностические алгоритмы.
  6. Лечение расстройств основано на систематическом повторении упражнений.

Кинезиология в домашних условиях

Большинство физических проблем со здоровьем организма начинается с эмоционального дисбаланса. Используя некоторые упражнения кинезиологии в домашних условиях, можно справиться с эмоциональным дисбалансом в организме самостоятельно, не прибегая к помощи врача кинезиолога. Простые упражнения для расслабления мышц не отнимут даже пяти минут.

  • Первое домашнее упражнение помогает избавиться страха или приступа паники.
  1. Глубоко вдохните через нос, выдохните через рот, повторите упражнение 12 раз.
  2. Затем обхватите голову руками, одну руку разместите на лбу, другую положите на затылок. В такой позе сделайте один вдох, при этом голова отклониться назад, а тело выпрямится.
  3. Сигналом успешного лечения станет синхронное биение в двух точках на затылке и еще двух на лбу.
  • Второе упражнение называется профилактическим, оно подготовит нервную систему перед принятием сложного решения.
  1. Примите сидячую позу, правую руку разместите поверх левой.
  2. Закиньте голеностоп правой ноги на колено.
  3. Левая рука при этом ляжет кистью на подъем правой ноги, правая займет естественное положение.
  4. Правой кистью охватить стопу так, чтобы пальцы правой руки обхватили пальцы ноги.
  5. Правильно выполнить упражнения помогут видео, где наглядно показана техника выполнения. При серьезных расстройствах не стоит лечиться самому, лучше обратитесь к врачу кинезиологу.

Центр кинезиологии

Оказать квалифицированную помощь в сложных ситуациях сможет врач узкого профиля. Так, кто такой кинезиолог? Это врач, который обучен специальными знаниями из области медицинской философии, генетики, кибернетики и лечебной физкультуры. Кинезиолог умеет применить эти знания на практике, выявить дисбаланс организма пациента и назначить адекватное не медикаментозное лечение.

В центре кинезиологии работают квалифицированные врачи. Многим из них свои знания передала главный кинезиолог страны Васильева Людмила Федоровна. Профессор является основателем российской кинезиологии и обучает врачей принципам мануальной терапии. Васильева написала по теме биомеханики, электромиографии и диагностики блокирования позвонков 150 научных публикаций, 5 книг монографий и десятки видео по кинезиологии.

Образовательная кинезиология

Наука и практика о получении знаний путем использования естественных ресурсов организма называется образовательной кинезиологией. Снимая напряжение в теле, мы устраняем дисбаланс между интеллектом, эмоциями и ощущениями. Такая гармония помогает усваивать информацию в обучении быстрее и эффективнее. Для достижения положительного результата используются упражнения из группы Гимнастика Мозга. Упражнения состоят из 26 простых заданий. Их можно выполнять в форме игры с пациентами любого возраста. Методику успешно практикуют институты и доу.

Кинезиологический массаж

В кинезиологическом массаже врач использует разные приемы в определенной последовательности. Кинезиолог внимательно следит за реакцией мышц на эти действия. Только благодаря контролю обратной связи можно добиться положительных результатов лечения. Кинезиологический массаж поддерживает энергетический баланс организма и улучшает работу эндокринной системы. Также кинезиологический массаж повышает тонус мышц, устраняет боль в суставах, усиливает усваивание питательных веществ мышечными клетками организма.

Кинезиология- это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗЫИМОДЕЙСТВИЯ.

Данные упражнения улучшают мысленную деятельность, запоминание, синхронизируя работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Дозировка все упражнения повторяются по 10 раз.

1. «Качание головой» Покачаем головой-

неприятности долой.

Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно покачивать головой из стороны в сторону.

2. «Массаж ушных раковин» Ушки сильно разотрем,

И погладим и помнем.

Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть ушки руками.

3. «Кивки» Покиваем головой,

Чтобы был в душе покой.

Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

4. Упражнения для шеи. Подбородок опусти

И головкой покрути.

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно.

Подбородок должен опущен как можно ниже.

Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах, глаза открыты.

5. «Домик» Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.

6. «Ладошки» . С силой на ладошку давим.

Сильной стать ее заставим.

Пальцы правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. то же другой рукой.

7. «Ожерелье» Ожерелье мы составим

Маме мы его подарим.

поочередно перебирать пальцами рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д Упражнения выполнять в прямом и обратном порядке.

В начале упражнения выполняются каждой рукой отдельно. затем вместе.

8. «Внимание» Чтоб внимательными быть,

Нужно на ладонь давить.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони. большим пальцем правой руки. При нажатии- выдох, при ослаблении - выдох. Тоже с правой рукой.

9. «Поворот» Ты головку поверни.

За спиной что посмотри.

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

10. «Ладошки» Мы ладошки разотрем,

Силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки.

11. «Потанцуем» Любим все мы танцевать,

Руки ноги поднимать

Поднять невысоко левую ногу, согнуть ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги. тоже с правой ногой и левой рукой.

12. «Дерево» Мы растем, растем, растем,

И до неба достаем.

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это – семечко которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх.

подул ветер - раскачивать тело, имитируя дерево.

13. «Яйцо» Спрячемся от всех забот

Только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в строну, стараясь расслабиться.

14. «Водолазы» Водолазами мы станем,

Жемчуг мы со дна достанем.

Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднимать прямые ноги. руки за голову. держать позу максимально долго. 4 раза

15. «Отдохни» Сам себе ты успокой,

Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох, Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

1. «Очищение» Нужно правильно дышать,

Чтоб в нутрии все очищать.

Вдох левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю, На вдохе предоставить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика.

При выходе «желтая больная» энергия выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла, правую ноздрю) .

Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. 3 раза.

2. «Позевай»

Крепко зубки мы потрем.

А потом сладко зевнем

Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.

3. «Руки» Чтобы ручкам силу дать,

Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей, затем расслабить руки и встряхнуть.

4. «Запястье» Чтоб сильней была рука,

Разотрем ее слегка.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же, выполнять правой рукой.

5. «Ладонь» На ладонь сильней нажми,

Силу ты в нее вотри.

Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

6. «Полет» Мы, как птицы, полетим,

Сверху вниз мы поглядим.

Стоя прямо, сделать несколько взмахов руками. Разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите. Размахивая крыльями.

7. «Гибкость» Чтоб очень гибким стать.

Нужно ножки нам сгибать.

Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.

8. «Успокойся» Себя мы успокоим сами.

Мы постоим с закрытыми глазами.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимая кулак с усилием. Затем ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох.

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления.

Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.

1. «Язычок» Язычок вы покажите,

На него все посмотрите.

Выдвигать язычок вперед-назад.

2. «Язычок» Нужно двигать язычком.

Он оплатит вам добром.

Движения языка в разные стороны.

3. «Язычок» Поиграйте язычком,

Он поможет вам потом.

Свертываем язычок в «трубочку» .

4. «Ротик» Чтобы четче говорить.

Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней частью делать плавные движения, сначала слева на право, затем наоборот.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ

РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗ.

1. «Глазки» Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазками по кругу по 2-3 секунды. 6 раз

2. «Глазки» Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрем их поскорее.

Массировать Верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 1 мин

3. «Глазки» Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазками и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу. (из стороны в сторону) .

4. «Глазки» Чтобы зоркими нам стать.

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-3 секунды.

5. «Глазки» Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала!

Поднять глаза вверх, опустить глаза, повернуть глаза в правую сторону, повернуть глаза в левую сторону.

6. «Глазки» Быстро - быстро поморгай,

Потом глазкам отдых дай.

Быстро моргать в течение 1-2 ин.

7. «Глазки» Нужно глазки открывать,

Чудо чтоб не прозевать.

Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.

8. «Глазки» Треугольник, круг, квадрат

Нарисуем мы подряд.

Нарисовать глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ.

1. Глубоко мы все подышим.

Сердце мы свое услышим.

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их, кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. 2 мин.

2. Глубоко мы все вздохнем

И дыхание прервем.

Вниз закрутим ушки,

Ушки – непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а» .

3. Если медленно подышим.

То весь мир вокруг услышим.

Стоя прямо, опустить руки, сделать быстрый вдох, Притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

В массаже задействованы 7 биологически активных точек с которыми детям удобно работать.

  1. Начало надбровных дуг.
  2. Переносица.
  3. Крылья носа.
  4. Углы нижней челюсти
  5. Мочки ушей
  6. Ладони
  7. Спина (качание спины) .

Оптимальное количество круговых движений -16. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся детьми механически, все движения сопровождаются словами.

1-я точка: «В гости к бровкам мы пошли, пальчиками их нашли» .

2-я точка: «Пальчиками нашли мосток, по нему мы скок –поскок» .

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим» .

4-я точка: «Вот мы к шее прикоснулись и пошире улыбнулись» .

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть» .

6-я точка: «Руки надо растереть, чтобы больше не болеть» .

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы сильными нам быть» .

Заканчивая точечный массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми» . Эта установка для них на весь день.

Просмотров