Екатерина Скудина, PROyachting: «Все началось с корпоративных регат. Хрустальный кубок, красный диплом

Рулевая российской команды, выступавшей на Играх в Лондоне в матч-рейсе и занявшей четвертое место, рассказала о скандалах, имевших место во время олимпийской регаты


Экипаж в составе Екатерины Скудиной, Елены Сюзевой и Елены Обловой ехал в Лондон-2012 одним из претендентов на медали. Ведь в этой дисциплине, где сначала каждый экипаж встречается с каждым, а затем 8 лучших борются друг с другом по олимпийской системе с выбыванием, девушки являются чемпионками Европы и победительницами нескольких престижных регат Кубка мира.

С первой своей большой задачей на Играх - попасть в четверку сильнейших - россиянки справились блестяще: стали вторыми в круговом турнире, а затем в пяти гонках четвертьфинала нанесли поражение британкам. После чего в дело вмешались случай и не слишком объективное, а временами и откровенно предвзятое судейство. Как результат, медалей россиянкам не досталось. Однако Всероссийская федерация парусного спорта точку в этом деле ставить не планирует.

"Чтобы доказать всему миру, что мы настоящая парусная держава, мы не собираемся останавливаться, - заявил на днях главный тренер сборной России по парусному спорту Сергей Джиенбаев. - Будем разбираться в ситуации с экипажем Скудиной, готовить письма и документы, собирать доказательства. Рассматриваем возможность подачи исков в международный спортивный суд - о нарушении прав спортсменов и незаконности принятия решения судьями, об отмене результатов полуфинала и принятии в этом случае как итоговых результатов кругового турнира".

Не секрет, что в парусном спорте фактор судейства всегда был и будет одним из ключевых: гоночный комитет, ответственный за расстановку дистанции и отмашку к старту гонки, и судьи на воде, так называемые ампайры, следящие за выполнением всех правил по ходу гонок, часто решают исход соревнований. На действия как судейского комитета и ампайров, так и жюри оказывает влияние многое - в том числе и имидж страны. Россия, к сожалению, в фаворитах и авторитетах в парусном спорте пока не числится. А потому на решающих регатах нашим спортсменам порой очень сложно продираться сквозь раскинутые судьями сети.

Но хватит предисловий. Все подробности скандала мы узнали из первых рук - побеседовав с рулевой российской команды Екатериной Скудиной, когда она вернулась в Россию.

Олимпийская регата по матч-рейсу впервые длилась 12 дней, это был настоящий марафон, - начала Екатерина. - Мы, конечно, постарались выстроить тренировочный процесс с учетом длительной нагрузки, но даже мне (для Скудиной это была уже третья Олимпиада - после Афин и Пекина. - Прим. Л.Х) было сложно сохранять концентрацию на протяжении всего периода. В итоге оставила на воде все силы.

В круговом турнире вы провели 11 матчей. Девять из них выиграли, стали вторыми.

К олимпийской регате мы подошли в полной готовности. Я лично была готова как никогда прежде. Мы были настроены хорошо выступать с первого дня, поскольку результаты кругового турнира определяют дальнейших соперников.

Результаты турнира, надо сказать, оказались в какой-то степени неожиданными. Например, экипаж финки Сильи Лехтинен начал нормально выступать только под самый конец кругового турнира, а поначалу у него были все шансы не попасть в восьмерку сильнейших. Испанка Тамара Эчегойен Домингес тоже удивила - обычно она с трудом пробивалась в финальную стадию регат с 7-го - 8-го места, а здесь вышла в 1/4 финала с третьей суммой.

В целом же круговой турнир - наиболее честный и объективный показатель расклада сил. Каждый отгонялся с каждым, и стало понятно, кто в данный момент на что готов и в какой форме находится.

В 1/4 финала вашими соперницами стали англичанки. Не было опасений, что судьи по отношению к ним будут, скажем так, благосклонны?

Рулевая Люси Макгрегор была для нас наиболее удачным соперником. Мы хорошо ее знаем, поскольку много тренировались вместе, к тому же за это время у Люси сформировалась некоторая "русская боязнь". Британки, однозначно, нас побаивались. Правда, и сама я нервничала не меньше. Понимала, что идем бороться не только с конкретным экипажем, но и с огромной трибуной болельщиков, размахивавших английскими флагами. Уверена, только поэтому дело дошло до такого плотного счета - 3:2 в нашу пользу.

И в полуфинале вы вышли на испанский экипаж рулевой Эчегойен Домингес.

Но до этого нам пришлось сильно поволноваться. Ведь четвертьфинал закончился для нас отнюдь не на воде…

В смысле?

После окончания гонок британская сторона подала протест. История касалась четвертой гонки между нами, которую мы выиграли и благодаря этому сравняли счет - 2:2. Но затем, когда, уже победив в пятой гонке, пришвартовались, мимо бодрым шагом промаршировала шеренга людей из британской парусной федерации. Они остановились в трех метрах от нас и дружно начали говорить Макгрегор: "Люси, это был твоя гонка, это твое очко, это ты выиграла четвертьфинал. Иди к прессе и говори, что произошла несправедливость и что ты собираешься подавать протест". Повторяю, все это происходило прямо у нас на глазах…

Я, конечно, занервничала. Занервничал даже наш советник по правилам, один из наиболее уважаемых представителей судейского сообщества Билл О’Хара. Он, правда, сказал, что у Макгрегор нет шансов подать протест. С момента финиша той гонки прошло уже полтора часа, а срок подачи протеста - две минуты. Но мы находились в Англии, а значит, возможно было все. И для нас начался новый четвертьфинал - уже в комнате для разбора протестов.

Почему англичане считали, что выиграли ту гонку?

На финише мы выиграли около полуметра по корпусу, но британцы считали, что мерить надо по спинакеру (так называется один из парусов. - Прим. Л.Х.), который у Макгрегор был ближе к финишу, чем наш. Тогда мы нашли видеосъемку гонки: спинакер англичанок был, как у нас говорят, "брошен". Но в правилах четко написано, что "яхта финиширует, когда любая часть ее оборудования, находящаяся в нормальном положении, пересекает финишную линию". А когда спинакер "бросают" именно для того, чтобы он улетел подальше вперед, парус уже не находится в нормальном положении.

Правила - это книга с сотней страниц, и большая удача, что в нашей команде был такой их знаток, как О’Хара. Аргументация с нашей стороны была веской. Удивительно другое: то, что протест британцев вообще приняли к рассмотрению.

То есть вы могли бы не выйти в полуфинал?

Это было вполне вероятно. После того как все наконец-то закончилось, я лично была в оцепенении. И на полуфинал мы выходили с изрядно потрепанными нервами. Что же касается экипажа испанки Домингес, то он не представлялся серьезной угрозой: мы эту рулевую хорошо знаем, и все ее особенности детально обсудили.

В день полуфинала была неблагоприятная погода - задержки, насколько нам известно, начались с самого утра.

Был экстремально слабый ветер - ниже пяти узлов. А такие погодные кондиции не являются для нашего экипажа козырной картой. Мы лучше выступаем по свежему ветру.

Слабый ветер - это и отсутствие шанса отыграться при совершении минимальной ошибки…

К сожалению, да. При слабом ветре ты вынужден принимать решения, поменять которые уже не в силах. А потом в дело вступает случай… В последней гонке полуфинала с Эчегойен Домингес мы на верхнем знаке имели преимущество в 13 секунд, плюс у соперниц был пенальти, а все вывернулось наизнанку. Мы огибали знак в момент ослабления ветра, а шедший позади нас испанский экипаж - в момент, когда пришло усиление. Это колоссальная разница в скорости, а самое главное - в возможном угле атаки. Испанка могла идти "полнее", в итоге 13 секунд были съедены моментально! И что-либо невозможно было сделать: мы попали в ловушку. К сожалению, в этот день удача была не на нашей стороне.

Из-за слабого ветра судейский комитет решил сократить формат полуфинального матча до двух побед. Вас об этом изначально предупреждали?

Обычная практика такова: гоночный комитет обсуждает все с ампайрами и после этого информирует участников. Спортсменам ведь нужно с самого начала понимать, что их ждет. О’Хара с самого утра добивался от судейского комитета ответа, что будет в случае неблагоприятной погоды: формат сократят, гонки продолжатся на следующий день или полуфиналы будут отменены. Но никакого внятного ответа до отхода на воду мы не получили.

Полуфиналы могли отменить?

Да. Если ничейный счет и времени проводить оставшиеся гонки нет, встреча объявляется несостоявшейся. Победитель определяется по лучшим показателям экипажей на предыдущих стадиях регаты. В случае с испанками лучшими были мы - и по общему показателю, и по результату личной встречи.

Единственное, что мы знали: сигнал к последней гонке дня должны были дать не позднее 17.30. Во время первого старта ветер был около семи узлов. Мы в гонке финишировали первыми. К следующему старту ветер скис. Стартовую ситуацию мы контролировали, но в последний момент были вынуждены уйти в гонку в корму соперниц, а потом в такой слабый ветер у нас уже не было шанса выйти вперед. Счет стал 1:1, а ветер умер окончательно. До завершения гонок в этот момент оставалось два часа.

Сюрпризом стало то, что гоночную дистанцию перенесли внутрь гавани, причем очень близко к волнолому, который в таких условиях является серьезной преградой на пути ветра. Старта гонки мы ждали целый час - ветер был очень слабым и крутил. Наверное, в этот момент и нужно было подавать протест, но для нас тогда главным было настроиться на гонку, а не думать о всяких процессуальных вещах.

В тот момент вы думали, что это будет последняя гонка дня и всего матча за выход в финал?

В гоночной инструкции записано, что победитель полуфинала - это лодка, набравшая три очка. А гоночная инструкция - самый главный документ. Мы, естественно, должны были ему верить.

Мы однозначно настраивались, боролись, понимали, что надо выигрывать. Начало гонки было для нас совершенно благополучным, ну затем произошло то, о чем я уже рассказала ранее.

Кстати, австралийский экипаж Оливии Прайс, чей полуфинал проходил в одно время с нашим, нес на борту красный флаг. Я спросила Билла, в чем дело, он ответил, что австралийцы, очевидно, считают погодные условия проведения гонок слишком нечестными. На мой вопросительный взгляд он ответил: "Это невозможно доказать". В инструкции говорится, что старт гонки должен быть дан при 5 - 6 узлах стабильного ветра. Но это не жесткое правило, а рекомендация, поэтому что-либо доказать на основании этой инструкции действительно невозможно.

В тот момент оставалось всего 30 минут до срока, после которого матч мог быть объявлен несостоявшимся и вы вышли бы в финал.

Да. Но старт гонке был дан.

День завершился со счетом 2:1 не в вашу пользу, и был подан протест в спортивный арбитраж (CAS) на то, что судейский комитет отказался воспользоваться резервным днем и провести встречу, как и положено, до трех побед.

Протестовал, кстати, не экипаж. Для меня все это открылось вечером 11 августа - после матча за бронзу.

То есть вы уступили испанкам и пошли готовиться к матчу за бронзу?

После гонки мы вернулись на берег и принялись выяснять у судей, что же будет дальше. Долго находились в подвешенном состоянии, но в итоге все поняли: на олимпийском сайте в интернете появились пары финала и матча за третье место. Мы пошли настраиваться на матч с финками. Того, что из-за апелляции в САS с утра на проведение гонок был наложен арест, мы тоже не знали - пришли в порт в 10, подготовились, в 11 отошли от пирса. И именно в 11 началось заседание спортивного арбитражного суда по решению этого вопроса. Наш старт был дан, как и полагалось, в 12.00, и у меня не было даже повода думать, что что-то там происходит.

А что произошло в матче за третье место с финками?

Мы проиграли на фордевинде перед самым финишем. Рулевая Лехтинен поймала несколько волн, сумела, как мы говорим, "просерфить", и это создало огромную разницу в скорости. В трех подряд гонках этого матча именно мы контролировали старт, уходили в хорошей позиции и к верхнему знаку приходили первыми, именно мы три раза подряд шли лидерами в начале финишного отрезка. Это дает мне повод сказать, что мы были сильнее финских спортсменок. Но фактором везения для финок оказались волны. Волна идет небольшими буграми и к одной лодке она подходит высотой 80 сантиметров, а к другой - 120. Понятно, что у второй лодки больше возможности "серфить". Это удача.

Знаю, что вы подали протест на фальстарт финского экипажа…

Ни одного флага судьями не было поднято, и гоночный комитет не просигнализировал, что был фальстарт. Но ведь я видела, что и наша лодка, и финская были на фальстарте! Если бы он был зафиксирован, обе лодки были бы вынуждены вернуться за линию старта. А поскольку мы были к линии значительно ближе, то последующая гонка была бы совершенно другой.

Для меня фальстарт был очевиден, иначе я не подавала бы протеста. Я находилась около стартового знака, а судья его видеть не мог. При этом в стартовом створе есть камера, которая все фиксирует. Но смотреть видеозапись на воде было невозможно. К тому же по ходу заседания, на котором рассматривался мой протест, чувствовалось давление: и вертолеты, и катера - все ждали начала финала. Под конец Лехтинен спросила, может ли этот протест, быть открыт вновь. На что жюри ответило: да, если найдутся веские доказательства. Когда мы вышли на берег, быстро нашли видеоматериал, на котором все было отчетливо видно - не только стартовый створ и лодки, но и часы! Все указывало на фальстарт.

Так почему же протест принят не был?

Пришел глава судейского комитета Чарльз Кук. Юрист, американец. Он задал Биллу два очень конкретных вопроса. Первый: считает ли мистер О’Хара, что судья кому-то подсуживал? На это Билл ответил, что имела место судейская ошибка. Второй вопрос: согласен ли мистер О’Хара с тем, что это решение должно приниматься судьями "на воде". На что Билл, как опытный ампайр, не мог не сказать "да", но добавил, что есть доказательства, говорящие о том, что лодки были на фальстарте.

Это не помогло - протест принят не был. Мы прекрасно понимаем, что официальная бумага об этом заседании сделана идеально и что нам постараются закрыть максимум дверей для нового протеста, для подачи апелляции в международный спортивный суд в Лозанне. Ведь никому из жюри не нужно, чтобы результаты были изменены. В отчете было даже написано, что жюри рассмотрело видеозапись, но не нашло ее веским доказательством…

Несмотря на все ошибки и неприятности, как оцените олимпийскую регату?

Две недели - бесценный опыт, который обязательно пригодится. Если брать наш экипаж в целом, то девчонки молодцы, отработали на максимуме своих возможностей. Во время Игр у нас был отличный сплоченный колектив, а ведь три женщины, работающие в одной лодке, - это сложно! При всем огромном разочаровании от четвертого места могу сказать: это была лучшая регата в моей карьере!

Вообще матчевые гонки - это та дисциплина, которая прекрасно смотрится в программе Олимпийских игр. Это зрелищно и интересно. Несколько тысяч зрителей смотрели соревнования вживую. Но миллионы телезрителей оценили, как здорово можно показывать эти гонки: камерами на лодках, на вертолетах, на специальных катерах. Думаю, все сомнения международной федерации парусного спорта относительно включения матч-рейса в программу Игр теперь растворятся в буре эмоций, которую дают эти гонки зрителям.

То есть вероятность того, что матч-рейс оставят в программе Игр, существует?

Знаю, что окончательное решение по этому поводу будет принято международной федерацией в ноябре. Ходит много разговоров, что парусный спорт плохо показывают по ТВ, что его надо исключать из Олимпиады. На мой взгляд, матч-рейс - это то, что спасет олимпийский парус.

В чем причина нерезультативного выступления российской парусной сборной на Олимпиаде в Пекине? Высказать свое мнение по этому вопросу и проанализировать ситуацию мы попросили участницу Олимпийских игр, капитана команды в классе «Инглинг» Екатерину Скудину.

-Екатерина, на Ваш взгляд, в чем причина невысоких результатов выступления нашей сборной на Олимпиаде?

Это целый комплекс причин. Первая и самая важная в том, что парусный спорт в нашей стране не популярен. Не популярен среди взрослых, и, как следствие, в этот спорт не приводят детей. В парусных школах, несмотря на их небольшое количество, некого обучать. Отсюда следует проблема короткой скамейки запасных на соревнованиях различного уровня. В каждом классе яхт - буквально по одному спортсмену, и понятно, что среди них нет конкуренции, ведь менее успешного поменять все равно не на кого. Есть еще одна стратегически ванная причина: развитие парусного спорта в России давно остановилось. У нас до сих пор считается, что советская система мотивации «за родину, за партию» работает и в умах современной молодежи. На самом деле это не так. Мотивация к победе только лозунгами-это уже вчерашний день.

-Какие методы мотивации видите лично Вы как спортсменка?

Действенной я считаю денежную мотивацию, - именно ее мы применяли в своей работе при подготовке моей олимпийской команды. Нами была разработана система премиальных за результаты, потом мы получили содействие фонда поддержки олимпийцев России, дав гранты спортсменам, которые занимают призовые места на чемпионатах мира, Европы и на Олимпиаде, что стало существенной поддержкой для спортсменов.

При этом нужно помнить, что денежная мотивация работает в большинстве случаев, но это ведет к снижению «внутреннего стремления побеждать». С течением времени воля к победе у человека становится эквивалентом денег: он будет стремиться к успеху ровно на столько, сколько ему платят. И эта дробь - «что я сделаю - сколько мне заплатят» приобретает неправильные пропорции. -Как в таком случае возродить в современных спортсменах стремление победить?

На мой взгляд, воспитать в человеке стремление побеждать вообще невозможно: оно либо есть, либо нет. Вопрос состоит в том, что при отборе спортсменов на Олимпийские игры должна быть возможность выбора, то есть длинную скамью запасных, на которой будут те, кто хочет побеждать.

Как Вы считаете, спортивная подготовка, выступление на Олимпиаде, поиск спонсоров, - это дело государства или спортсмена?

Роль государства в поддержке спортсменов, безусловно, важна. Однако если работники тренировочной базы не заинтересованы в высоких результатах своих спортсменов, деньги будут расходоваться неэффективно. Так, в Московской парусной школе, где я занималась - солидный бюджет, но в самой атмосфере клуба нет стремления к победе. И только частный спонсор помог мне собрать достойную команду, обеспечил нам участие в сборах, поощряя мое как капитана команды стремление к победе. Поэтому для меня наше шестое место - это неудача: я была уверена, что мы в состоянии завоевать золотую медаль. В общей картине сборной наш экипаж - самый успешный, единственный, попавший в медальную гонку. Последние два года мы - лидеры в стране; в 2007 г. мы выиграли чемпионат Европы.

-Екатерина, каковы Ваши дальнейшие творческие спортивные планы?

Прежде всего, серьезная подготовка к следующим играм. Так же я ожидаю, как изменится отношение к спортсменам во Всероссийской федерации парусного спорта, ведь если стратегия федерации останется прежней, добиться высоких результатов будет сложно. Так, при подготовке к Олимпиаде-2008 от ВФПС мы получали самую минимальную поддержку.

Кроме того, я продолжаю работу над диссертацией «Социально-управленческие технологии как ресурс достижения лидерства в спорте на международной арене», где сочетаю два несочетаемых до сегодняшнего дня понятия: управление и спорт, так как понимаю важность грамотного менеджера в работе спортивной команды.

Источник seamedia.ru

Екатерина Юрьевна Скудина
Личная информация
Пол женский
Страна
Специализация парусный спорт
Дата рождения 21 марта (1981-03-21 ) (38 лет)
Место рождения
  • Долгопрудный , Московская область , РСФСР , СССР
Тренер Хорошилов Игорь Владимирович
Рост 171 см
Вес 58 кг
Медиафайлы на Викискладе

Екатерина Юрьевна Скудина (21 марта , Долгопрудный Московской области) - российская спортсменка. С 1991 года занимается парусным спортом . Чемпионка мира, двукратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России. Заслуженный мастер спорта России . Победитель в номинации «Яхтсменка года» в 2009, 2010, 2011 и 2012 годах национальной премии «Яхтсмен года», учрежденной Всероссийской федерацией парусного спорта. Представляла Россию на трех Олимпийских играх 2004, 2008 и 2012 гг. 4-е место на Олимпиаде 2012 года в матчевых гонках в классе яхт Elliott 6, уступила в мини финале за бронзу финскому экипажу.

Биография

Екатерина Скудина родилась 21 марта 1981 года в городе Долгопрудный Московской области. В 1998 году окончила с золотой медалью долгопрудненскую среднюю школу № 2 и поступила в Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». В 2004 году окончила факультет «Экономика и менеджмент инновационных технологий» университета с красным дипломом. В 2005 году поступила в аспирантуру того же университета по специализации «Социология управления». В мае 2010 года защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-управленческие технологии как ресурс достижения лидерства в спорте на международной арене».

После завершения олимпийской карьеры в 2012 году основала яхтенный проект PROyachting, в рамках которого популяризирует парусный спорт среди бизнес-аудитории. PROyachting обладает собственным флотом из 10 современных яхт, которые базируются на Водном стадионе в Royal Yacht Club. Компания ориентирована на проведение бизнес-регат, корпаративных и клиентских мероприятий, тим-билдингов высокого уровня. С 2014 года в рамках PROyachting создана яхтенная школа с высокими стандартами обучения яхтингу. На данный момент это единственная компания в черте г. Москва, обладающая собственным флотом, удобной развитой инфраструктурой и европейскими стандартами менеджмента.

С 2012 года Екатерина Скудина входит в состав Президиума Всероссийской федерации парусного спорта, где курировала развитие олимпийского яхтинга в России, а ныне - направление «PR и реклама» .

Екатерина Скудина начала заниматься парусным спортом в 1991 году в подмосковном яхт-клубе «Водник» у тренера Хорошилова Игоря Владимировича. Гонялась на классах яхт «Оптимист», «Лазер-радиал», «Европа», «Снайп», «470», «Инглинг». Первый титул Чемпионки России завоевала в 1994 году в классе «Оптимист». С 1998 года она находится в основном составе сборной команды России по парусному спорту и выступает за г. Москва. За это время было завоевано множество титулов. Многократная чемпионка России, чемпионка Мира 1998г, бронзовый призёр чемпионата мира 2007 г., двукратная чемпионка Европы 2007 и 2010 гг., серебряный призёр чемпионата Европы 2011 г. В 1998 г. выиграла Чемпионат Мира в классе «Снайп», который проходил в американском городе Аннаполис, штат Мэриленд. В олимпийский класс «Инглинг» перешла в 2002 году. В этом классе в активе Екатерины лидерство в мировом рейтинге и победы на многих этапах Кубка Мира: регаты Евроолимпа, Кильская регата, Йерская регата. В 2007 году экипаж Екатерины одержал победу на Чемпионате Европы, который проходил в немецком городе Варнемюнде. В 2004 и 2008 году представляла Россию в классе «Инглинг» на Олимпийских Играх. Заняла 8 и 6 место соответственно. С мая 2009 года Екатерина перешла в новую олимпийскую дисциплину - Женский Матч-рейс (Women Match Race). Класс яхт Elliott 6m. 2010 год стал очень успешным для обновленного экипажа Екатерины и принес победу на чемпионате Европы, первенство на этапе Кубка мира - Кильской регате, а также золото на престижнейшей рейтинговой регате 1-го грейда - Match Cup Sweden 2010 (этапе World Match Racing Tour). В 2011 году Екатерина с экипажем укрепила позиции мирового лидера в матчевых гонках. В июне этого года завоевала серебряную медаль чемпионата Европы, была четвёртой на чемпионате мира в Австралии, в очередной раз выиграла этап Кубка мира - Кильскую регату, получила бронзу на Match Cup Sweden 2011 и серебро на Предолимпийской регате (Test Event) в Англии в августе. В 2012 году Екатерина завоевала золото на регате 1-го грейда St. Quay Match Race и бронзу на престижной Йерской регате. В августе этого года представляла Россию на Олимпийских Играх в Лондоне, где заняла 4 место.

С 2013 года Екатерина выступает в международном классе RC 44 в составе команды Gazprom Youth Sailing Challenge и является рулевой команды в дисциплине мачт-рейс.

Экипаж в составе Екатерины Скудиной, Елены Сюзевой и Елены Обловой ехал в Лондон-2012 одним из претендентов на медали. Ведь в этой дисциплине, где сначала каждый экипаж встречается с каждым, а затем 8 лучших борются друг с другом по олимпийской системе с выбыванием, девушки являются чемпионками Европы и победительницами нескольких престижных регат Кубка мира.

С первой своей большой задачей на Играх - попасть в четверку сильнейших - россиянки справились блестяще: стали вторыми в круговом турнире, а затем в пяти гонках четвертьфинала нанесли поражение британкам. После чего в дело вмешались случай и не слишком объективное, а временами и откровенно предвзятое судейство. Как результат, медалей россиянкам не досталось. Однако Всероссийская федерация парусного спорта точку в этом деле ставить не планирует.

"Чтобы доказать всему миру, что мы настоящая парусная держава, мы не собираемся останавливаться, - заявил на днях главный тренер сборной России по парусному спорту Сергей Джиенбаев. - Будем разбираться в ситуации с экипажем Скудиной, готовить письма и документы, собирать доказательства. Рассматриваем возможность подачи исков в международный спортивный суд - о нарушении прав спортсменов и незаконности принятия решения судьями, об отмене результатов полуфинала и принятии в этом случае как итоговых результатов кругового турнира".

Не секрет, что в парусном спорте фактор судейства всегда был и будет одним из ключевых: гоночный комитет, ответственный за расстановку дистанции и отмашку к старту гонки, и судьи на воде, так называемые ампайры, следящие за выполнением всех правил по ходу гонок, часто решают исход соревнований. На действия как судейского комитета и ампайров, так и жюри оказывает влияние многое - в том числе и имидж страны. Россия, к сожалению, в фаворитах и авторитетах в парусном спорте пока не числится. А потому на решающих регатах нашим спортсменам порой очень сложно продираться сквозь раскинутые судьями сети.

Но хватит предисловий. Все подробности скандала мы узнали из первых рук - побеседовав с рулевой российской команды Екатериной Скудиной, когда она вернулась в Россию.

Олимпийская регата по матч-рейсу впервые длилась 12 дней, это был настоящий марафон, - начала Екатерина. - Мы, конечно, постарались выстроить тренировочный процесс с учетом длительной нагрузки, но даже мне (для Скудиной это была уже третья Олимпиада - после Афин и Пекина. - Прим. Л.Х) было сложно сохранять концентрацию на протяжении всего периода. В итоге оставила на воде все силы.

В круговом турнире вы провели 11 матчей. Девять из них выиграли, стали вторыми.

К олимпийской регате мы подошли в полной готовности. Я лично была готова как никогда прежде. Мы были настроены хорошо выступать с первого дня, поскольку результаты кругового турнира определяют дальнейших соперников.

Лучшие дня

Результаты турнира, надо сказать, оказались в какой-то степени неожиданными. Например, экипаж финки Сильи Лехтинен начал нормально выступать только под самый конец кругового турнира, а поначалу у него были все шансы не попасть в восьмерку сильнейших. Испанка Тамара Эчегойен Домингес тоже удивила - обычно она с трудом пробивалась в финальную стадию регат с 7-го - 8-го места, а здесь вышла в 1/4 финала с третьей суммой.

В целом же круговой турнир - наиболее честный и объективный показатель расклада сил. Каждый отгонялся с каждым, и стало понятно, кто в данный момент на что готов и в какой форме находится.

В 1/4 финала вашими соперницами стали англичанки. Не было опасений, что судьи по отношению к ним будут, скажем так, благосклонны?

Рулевая Люси Макгрегор была для нас наиболее удачным соперником. Мы хорошо ее знаем, поскольку много тренировались вместе, к тому же за это время у Люси сформировалась некоторая "русская боязнь". Британки, однозначно, нас побаивались. Правда, и сама я нервничала не меньше. Понимала, что идем бороться не только с конкретным экипажем, но и с огромной трибуной болельщиков, размахивавших английскими флагами. Уверена, только поэтому дело дошло до такого плотного счета - 3:2 в нашу пользу.

И в полуфинале вы вышли на испанский экипаж рулевой Эчегойен Домингес.

Но до этого нам пришлось сильно поволноваться. Ведь четвертьфинал закончился для нас отнюдь не на воде…

В смысле?

После окончания гонок британская сторона подала протест. История касалась четвертой гонки между нами, которую мы выиграли и благодаря этому сравняли счет - 2:2. Но затем, когда, уже победив в пятой гонке, пришвартовались, мимо бодрым шагом промаршировала шеренга людей из британской парусной федерации. Они остановились в трех метрах от нас и дружно начали говорить Макгрегор: "Люси, это был твоя гонка, это твое очко, это ты выиграла четвертьфинал. Иди к прессе и говори, что произошла несправедливость и что ты собираешься подавать протест". Повторяю, все это происходило прямо у нас на глазах…

Я, конечно, занервничала. Занервничал даже наш советник по правилам, один из наиболее уважаемых представителей судейского сообщества Билл О’Хара. Он, правда, сказал, что у Макгрегор нет шансов подать протест. С момента финиша той гонки прошло уже полтора часа, а срок подачи протеста - две минуты. Но мы находились в Англии, а значит, возможно было все. И для нас начался новый четвертьфинал - уже в комнате для разбора протестов.

Почему англичане считали, что выиграли ту гонку?

На финише мы выиграли около полуметра по корпусу, но британцы считали, что мерить надо по спинакеру (так называется один из парусов. - Прим. Л.Х.), который у Макгрегор был ближе к финишу, чем наш. Тогда мы нашли видеосъемку гонки: спинакер англичанок был, как у нас говорят, "брошен". Но в правилах четко написано, что "яхта финиширует, когда любая часть ее оборудования, находящаяся в нормальном положении, пересекает финишную линию". А когда спинакер "бросают" именно для того, чтобы он улетел подальше вперед, парус уже не находится в нормальном положении.

Правила - это книга с сотней страниц, и большая удача, что в нашей команде был такой их знаток, как О’Хара. Аргументация с нашей стороны была веской. Удивительно другое: то, что протест британцев вообще приняли к рассмотрению.

То есть вы могли бы не выйти в полуфинал?

Это было вполне вероятно. После того как все наконец-то закончилось, я лично была в оцепенении. И на полуфинал мы выходили с изрядно потрепанными нервами. Что же касается экипажа испанки Домингес, то он не представлялся серьезной угрозой: мы эту рулевую хорошо знаем, и все ее особенности детально обсудили.

В день полуфинала была неблагоприятная погода - задержки, насколько нам известно, начались с самого утра.

Был экстремально слабый ветер - ниже пяти узлов. А такие погодные кондиции не являются для нашего экипажа козырной картой. Мы лучше выступаем по свежему ветру.

Слабый ветер - это и отсутствие шанса отыграться при совершении минимальной ошибки…

К сожалению, да. При слабом ветре ты вынужден принимать решения, поменять которые уже не в силах. А потом в дело вступает случай… В последней гонке полуфинала с Эчегойен Домингес мы на верхнем знаке имели преимущество в 13 секунд, плюс у соперниц был пенальти, а все вывернулось наизнанку. Мы огибали знак в момент ослабления ветра, а шедший позади нас испанский экипаж - в момент, когда пришло усиление. Это колоссальная разница в скорости, а самое главное - в возможном угле атаки. Испанка могла идти "полнее", в итоге 13 секунд были съедены моментально! И что-либо невозможно было сделать: мы попали в ловушку. К сожалению, в этот день удача была не на нашей стороне.

Из-за слабого ветра судейский комитет решил сократить формат полуфинального матча до двух побед. Вас об этом изначально предупреждали?

Обычная практика такова: гоночный комитет обсуждает все с ампайрами и после этого информирует участников. Спортсменам ведь нужно с самого начала понимать, что их ждет. О’Хара с самого утра добивался от судейского комитета ответа, что будет в случае неблагоприятной погоды: формат сократят, гонки продолжатся на следующий день или полуфиналы будут отменены. Но никакого внятного ответа до отхода на воду мы не получили.

Полуфиналы могли отменить?

Да. Если ничейный счет и времени проводить оставшиеся гонки нет, встреча объявляется несостоявшейся. Победитель определяется по лучшим показателям экипажей на предыдущих стадиях регаты. В случае с испанками лучшими были мы - и по общему показателю, и по результату личной встречи.

Единственное, что мы знали: сигнал к последней гонке дня должны были дать не позднее 17.30. Во время первого старта ветер был около семи узлов. Мы в гонке финишировали первыми. К следующему старту ветер скис. Стартовую ситуацию мы контролировали, но в последний момент были вынуждены уйти в гонку в корму соперниц, а потом в такой слабый ветер у нас уже не было шанса выйти вперед. Счет стал 1:1, а ветер умер окончательно. До завершения гонок в этот момент оставалось два часа.

Сюрпризом стало то, что гоночную дистанцию перенесли внутрь гавани, причем очень близко к волнолому, который в таких условиях является серьезной преградой на пути ветра. Старта гонки мы ждали целый час - ветер был очень слабым и крутил. Наверное, в этот момент и нужно было подавать протест, но для нас тогда главным было настроиться на гонку, а не думать о всяких процессуальных вещах.

В тот момент вы думали, что это будет последняя гонка дня и всего матча за выход в финал?

В гоночной инструкции записано, что победитель полуфинала - это лодка, набравшая три очка. А гоночная инструкция - самый главный документ. Мы, естественно, должны были ему верить.

Мы однозначно настраивались, боролись, понимали, что надо выигрывать. Начало гонки было для нас совершенно благополучным, ну затем произошло то, о чем я уже рассказала ранее.

Кстати, австралийский экипаж Оливии Прайс, чей полуфинал проходил в одно время с нашим, нес на борту красный флаг. Я спросила Билла, в чем дело, он ответил, что австралийцы, очевидно, считают погодные условия проведения гонок слишком нечестными. На мой вопросительный взгляд он ответил: "Это невозможно доказать". В инструкции говорится, что старт гонки должен быть дан при 5 - 6 узлах стабильного ветра. Но это не жесткое правило, а рекомендация, поэтому что-либо доказать на основании этой инструкции действительно невозможно.

В тот момент оставалось всего 30 минут до срока, после которого матч мог быть объявлен несостоявшимся и вы вышли бы в финал.

Да. Но старт гонке был дан.

День завершился со счетом 2:1 не в вашу пользу, и был подан протест в спортивный арбитраж (CAS) на то, что судейский комитет отказался воспользоваться резервным днем и провести встречу, как и положено, до трех побед.

Протестовал, кстати, не экипаж. Для меня все это открылось вечером 11 августа - после матча за бронзу.

То есть вы уступили испанкам и пошли готовиться к матчу за бронзу?

После гонки мы вернулись на берег и принялись выяснять у судей, что же будет дальше. Долго находились в подвешенном состоянии, но в итоге все поняли: на олимпийском сайте в интернете появились пары финала и матча за третье место. Мы пошли настраиваться на матч с финками. Того, что из-за апелляции в САS с утра на проведение гонок был наложен арест, мы тоже не знали - пришли в порт в 10, подготовились, в 11 отошли от пирса. И именно в 11 началось заседание спортивного арбитражного суда по решению этого вопроса. Наш старт был дан, как и полагалось, в 12.00, и у меня не было даже повода думать, что что-то там происходит.

А что произошло в матче за третье место с финками?

Мы проиграли на фордевинде перед самым финишем. Рулевая Лехтинен поймала несколько волн, сумела, как мы говорим, "просерфить", и это создало огромную разницу в скорости. В трех подряд гонках этого матча именно мы контролировали старт, уходили в хорошей позиции и к верхнему знаку приходили первыми, именно мы три раза подряд шли лидерами в начале финишного отрезка. Это дает мне повод сказать, что мы были сильнее финских спортсменок. Но фактором везения для финок оказались волны. Волна идет небольшими буграми и к одной лодке она подходит высотой 80 сантиметров, а к другой - 120. Понятно, что у второй лодки больше возможности "серфить". Это удача.

Знаю, что вы подали протест на фальстарт финского экипажа…

Ни одного флага судьями не было поднято, и гоночный комитет не просигнализировал, что был фальстарт. Но ведь я видела, что и наша лодка, и финская были на фальстарте! Если бы он был зафиксирован, обе лодки были бы вынуждены вернуться за линию старта. А поскольку мы были к линии значительно ближе, то последующая гонка была бы совершенно другой.

Для меня фальстарт был очевиден, иначе я не подавала бы протеста. Я находилась около стартового знака, а судья его видеть не мог. При этом в стартовом створе есть камера, которая все фиксирует. Но смотреть видеозапись на воде было невозможно. К тому же по ходу заседания, на котором рассматривался мой протест, чувствовалось давление: и вертолеты, и катера - все ждали начала финала. Под конец Лехтинен спросила, может ли этот протест, быть открыт вновь. На что жюри ответило: да, если найдутся веские доказательства. Когда мы вышли на берег, быстро нашли видеоматериал, на котором все было отчетливо видно - не только стартовый створ и лодки, но и часы! Все указывало на фальстарт.

Так почему же протест принят не был?

Пришел глава судейского комитета Чарльз Кук. Юрист, американец. Он задал Биллу два очень конкретных вопроса. Первый: считает ли мистер О’Хара, что судья кому-то подсуживал? На это Билл ответил, что имела место судейская ошибка. Второй вопрос: согласен ли мистер О’Хара с тем, что это решение должно приниматься судьями "на воде". На что Билл, как опытный ампайр, не мог не сказать "да", но добавил, что есть доказательства, говорящие о том, что лодки были на фальстарте.

Это не помогло - протест принят не был. Мы прекрасно понимаем, что официальная бумага об этом заседании сделана идеально и что нам постараются закрыть максимум дверей для нового протеста, для подачи апелляции в международный спортивный суд в Лозанне. Ведь никому из жюри не нужно, чтобы результаты были изменены. В отчете было даже написано, что жюри рассмотрело видеозапись, но не нашло ее веским доказательством…

Несмотря на все ошибки и неприятности, как оцените олимпийскую регату?

Две недели - бесценный опыт, который обязательно пригодится. Если брать наш экипаж в целом, то девчонки молодцы, отработали на максимуме своих возможностей. Во время Игр у нас был отличный сплоченный колектив, а ведь три женщины, работающие в одной лодке, - это сложно! При всем огромном разочаровании от четвертого места могу сказать: это была лучшая регата в моей карьере!

Вообще матчевые гонки - это та дисциплина, которая прекрасно смотрится в программе Олимпийских игр. Это зрелищно и интересно. Несколько тысяч зрителей смотрели соревнования вживую. Но миллионы телезрителей оценили, как здорово можно показывать эти гонки: камерами на лодках, на вертолетах, на специальных катерах. Думаю, все сомнения международной федерации парусного спорта относительно включения матч-рейса в программу Игр теперь растворятся в буре эмоций, которую дают эти гонки зрителям.

То есть вероятность того, что матч-рейс оставят в программе Игр, существует?

Знаю, что окончательное решение по этому поводу будет принято международной федерацией в ноябре. Ходит много разговоров, что парусный спорт плохо показывают по ТВ, что его надо исключать из Олимпиады. На мой взгляд, матч-рейс - это то, что спасет олимпийский парус.

Екатерина Скудина

Конечно, мне и раньше было ясно, что спортивная карьера когда-то закончится. Но все равно выход из спорта оказался жестким: после августа 2012-го я полгода вообще не представляла, как будет складываться моя жизнь. Вывод: на любую ситуацию стоит смотреть трезво. Воспитывайте в себе это ценное качество.

Если вы, как и я, – лидер по натуре, то вряд ли сможете находиться в подчиненной позиции. Стремитесь к собственному проекту, так вы сохраните цельность натуры и нервы.

Когда наступает момент сменить сферу деятельности, нужно оценивать, что ты реально можешь. Чтобы стать успешным, надо быть профессионалом в этой области. Не было бы успеха PROyachting, если бы я не провела в яхтинге 20 лет. К тому же я получила профильное образование в области экономики и менедж­мента – и на этом фундаменте строила дальнейшую карьеру.

«Мы ─ пионеры в своей области, конкуренция пока не давит»

Еженедельная регата Wednesday Night Race в Москве на Водном стадионе

В бизнесе важна идея. Мы первые заговорили о том, что яхтинг – это не только спорт. Это отличный способ провести свободное время. Идея досугового яхтинга лежит в основе моего проекта. К тому же мы не просто показали людям красоту паруса, но избавили от сложностей с содержанием яхты (все эти хлопоты на стороне моей команды).

Моя цель – развивать бизнес до того прекрасного момента, когда большинство войдет во вкус яхтинга. В 2004 году я искала спонсоров к своей первой Олимпиаде, и приходилось долго объяснять, что такое «ходить на парусной яхте». К следующей Олимпиаде, в 2008 году, многие уже были в курсе. А еще через четыре года мне улыбались: «Да мы и сами на отдыхе брали яхту». Надеюсь, пять лет существования PROyachting поспособствовали этой тенденции. По статистике агентств, уже 200 тысяч россиян берут яхты в чартер за границей. Жду преодоления миллионного рубежа – это станет показателем, что яхтинг в стране наконец-то развивается.

Многозадачность бизнеса – к ней меня подготовил спорт. Идти к Олимпиаде было нереально сложно: там ты и тренер, и пиарщик, и спортивный врач, и спонсоров ищешь, и презентации составляешь, и отчетности... В бизнес-проекте тоже масса составляющих и надо быть на высоте, но мы – пионеры в своей области, конкуренция пока не так давит.

Екатерина Скудина

«Спорт учит: что бы ни происходило, нужно вставать и идти дальше»

Олимпиада научила тому, что если ты сейчас не успел, то через час будет поздно. А в бизнесе, по идее, ты можешь продолжить и завтра. Олимпиада – это спринт, бизнес – марафон. Нужно настроиться: это многолетняя история, которая требует стратегического видения. И все же из офиса я часто выхожу после 9–10 вечера.

Для меня спорт стал хорошей школой: одна гонка получилась, а другая нет, хотели первое место мирового рейтинга, а заняли второе. Он учит: что бы ни происходило, нужно вставать и идти дальше. Я стараюсь не тратить энергию там, где от меня ничего не зависит, – просто делаю шаг назад и занимаюсь тем, что могу изменить.

Мне важно доверие. Если человек по-настоящему хочет быть в деле, то приложит экстраусилия. У нас маленькая команда, всего десяток человек, и важно, чтобы каждый не только закрывал свой сектор, но и привносил идеи. На моей энергии, конечно, можно ехать долго, но объединить усилия куда лучше. PROyachting – команда единомышленников. Все мотивированы, всем нравится то, что они делают, и каждый развивается, растет.

Просмотров